Предлагаем хоть немного отвлечься от грустных и пугающих новостей.

Как написано на официальном сайте ЮНЕСКО, в этой организации верят в силу джаза обеспечивать мир, диалог и взаимопонимание. А 26 февраля во всем мире отмечается День джазовой пластинки, первую из которых записали более 100 лет назад, в 1917 году.

Metro поговорило с Вовой Чё Морале – музыкантом из Петербурга, лидером группы "Чё Морале" и коллектива Sweet Hot Jazz Band, о том, что можно послушать, чтобы полюбить и научиться ценить джаз.

Clifford Brown and Max Roach. 1954

– На этой пластинке собраны самые показательные пьесы, которые написал Клиффорд. Мой любимый джазовый трубач, один из лучших импровизаторов-мелодистов, чьи соло я слушал сутками.
Когда я слышу эту музыку, она захватывает меня и насыщает счастьем – с привкусом горечи от того факта, что этот талантливый человек не дожил и до тридцати.
Обратите внимание на композицию Joy Spring. Возможно, это единственная тема весны, которая нигде и никогда не повторилась. У всех бегут ручьи, просыпается природа, а в этой мелодии просто какой-то человек куда-то идёт себе по дороге, а вокруг него весна…

Обратите внимание на композицию – Joy Spring.

Обратите внимание на композицию – Joy Spring.

pixabay.com

Фото:

ELLA FITZGERALD & LOUIS ARMSTRONG – ELLA AND LOUIS. 1956

– Так уж вышло, что моя жизнь тесно связана с Луи Армстронгом. Я прослушал множество его записей, некоторые произведения раз по сто, наверное. И мне очень нравится то, что я знаю, как с инструментальной, так и с вокальной точек зрения. Но самой первой его пластинкой для меня навсегда останется именно эта, восьмая по счёту совместная работа Луи и Эллы Фицджеральд. Одиннадцать джазовых баллад, собранных в одном альбоме и прожитых двумя гигантами джазовой музыки. Самой главной ценностью этого сотрудничества является то, что Армстронг не переносил конкуренции с другими артистами на одной сцене, и его очень сложно было уговорить работать с кем-то в паре. Но только не с Эллой, она была душой всей джазово-эстрадной компании.

Луи Армстронг.

Луи Армстронг.

Getty

Фото:

Miles Davis. Kind of Blue. 1959

– Про саму пластинку можно рассказать очень много, но лучше просто послушать… сто раз. Однажды мы слушали её вместе с подругой, я рассказывал ей какие-то истории, приходившие на ум, и как-то так вышло, что началось всё с рождения, а закончилось смертью. Это сакральная музыка, она пускает в себя не всех.

Это первая джазовая пластинка, появившаяся в моей жизни. В ней есть первое соло, которое я выучил и сыграл на экзамене. Музыканты, записавшие этот альбом, знакомы мне как по отдельности, так и вместе. Самыми главными из них лично для меня являются Майлз Девис и Джон Кэннонболл Эддерли. Про мистера Колтрейна я также знаю многое, как и про пианиста Билла Эванса и остальных. Но именно первые два исполнителя сопровождают меня в музыке и в жизни.

Майлз Дэвис прибывает в аэропорт Хитроу в Лондоне, 1973 год. Слева джазовый музыкант Джеймс Мтуме.

Майлз Дэвис прибывает в аэропорт Хитроу в Лондоне, 1973 год. Слева джазовый музыкант Джеймс Мтуме.

Getty

Фото:

The Brecker Brothers. Heavy Metal Be-Bop. 1978

– Это водоворот из стилей, ритмов, энергии и мастерства. Непередаваемая и безудержная мощь двух братьев-музыкантов и группы рядом с ними. Майкл Брекер, саксофонист. Один из самых технически виртуозных музыкантов планеты, что не мешало ему быть и самым лиричным, и самым модерновым, и, пожалуй, самым большим психом. Его брат Рэнди несколько менее известен, но не менее музыкален и интересен. В дуэте же мы имеем дело с невероятным сочетанием несколько разных сущностей, дополняющих друг друга. Сложно в двух словах донести всё, что происходит на этой пластинке, где каждый звук и фраза таят в себе целый мир со своими приключениями. Я как был поражён этим эффектом, так до сих пор и преклоняюсь перед братьями Брэкерами.

26 февраля во всем мире отмечается День джазовой пластинки.

26 февраля во всем мире отмечается День джазовой пластинки.

pixabay.com

Фото:

Геннадий Гольштейн / Константин Носов, квинтет. "Время пришло!". 1988

– Конец восьмидесятых – это удивительная эпоха, как для всего мира, так и для нашей страны. Это отражалось не только в экономике и политике, но и в музыке. Пластинка, о которой идёт речь, насыщена этим ощущением, дополнительно катализированным замечательными музыкантами. Вряд ли кто-то в джазовом сообществе России не слышал про Геннадия Гольштейна, саксофониста высочайшей марки. А в соединении с Константином Носовым, трубачом и флюгельгорнистом, мы получаем ещё более интересную музыкальную мысль, которая и зафиксирована на пластинке "Время пришло!".  

Серия пластинок "Антология советского джаза". 1984–1991

– Ценнейшая коллекция, объединившая в себе множество исполнителей и композиций 20–40-х годов. Всю эпоху советского джаза охватить вряд ли бы у кого получилось, однако в эту компиляцию вошли самые достойные и редкие экземпляры жанра. Тут вам и Цфасман, и Утёсов, и национальные джаз-оркестры, и Минх, и Кнушевицкий, и Гинзбург, и, конечно же, Эдди Рознер. Каскад имён и названий ждёт каждого, кто готов услышать джаз родом из Советского Союза.

Ценнейшая коллекция, объединившая в себе множество исполнителей и композиций.

Ценнейшая коллекция, объединившая в себе множество исполнителей и композиций.

melody.su

Фото:

Справка:
Вова Чё Морале – питерский джазмен с характером рок-героя, поющий трубач, который в совершенстве владеет искусством вокальной импровизации. Его называют "питерский Луи Армстронг" за схожую манеру исполнения джазовых стандартов и жаркий темперамент. Он с легкостью увлекает слушателя культовыми композициями прошлых лет, а затем так же легко переносится через столетие, исполняя собственный авторский материал, написанный уже в XXI веке. Творчество Чё Морале знакомо и тем, кому ближе "попсовый" образ жизни. В сериале "Содержанки" звучит композиция Sweet Hot Jazz Band – I’m watching you, которую написал Вова и записал вместе с музыкантами группы.  
Джазмен Вова Чё Морале.

Джазмен Вова Чё Морале.

предоставлено

Фото: