Успешный запуск экипажа Dragon Илоном Маском возобновил дискуссию о том, кому принадлежит космос. Этот диалог продолжается вот уже несколько десятилетий. В 1967 году был принят Договор о космосе, который установил, что космическое пространство является "всемирным общим достоянием", не подпадающим под юрисдикцию отдельных государств и не делящимся на "национальные" части.

"Этот договор подписан большинством государств мира. По важности он так же значим, как "Великая хартия вольностей", – пояснил Metro Хуан Мануэль де Фараминьян Жильберт, профессор международного публичного права в Университете Хаэна, Испания.

На сегодняшний день Договор о космосе является единственным в своём роде. Однако с 1967 года в покорении Вселенной многое изменилось, а значит, эксперты заговорили о необходимости изменений в тексте закона.

Минеральная лихорадка

"Сегодня всё больше компаний из разных стран вовлекаются в космическую деятельность. Особенно их волнует вопрос присвоения минеральных ресурсов, добытых в космосе", – сказал Metro Джилл Стюарт, специалист по космической политике, этике и праву в Лондонской школе экономики.

Компаний, заинтересованных в поиске полезных минералов на других планетах, Луне и астероидах, достаточно много. По закону некоторых стран – например, США и Люксембурга – частные компании, запускающие добывающие аппараты в космос, могут присваивать себе добытые ресурсы. Однако это противоречит Договору о космосе, ведь всё, что было добыто за пределами Земли, не может принадлежать кому-то одному.

"В ближайшем будущем может появиться реальная опасность нарушения экологического баланса космоса – да, там тоже есть экология, – если начнётся так называемая минеральная лихорадка. В ней компании и государства буквально бросятся на разграбление космических ресурсов", – сказал Мануэль Жильберт.

Марс наш

Прибытие людей на Марс вызывает вопросы с юридической точки зрения. Может сложиться так, что компания или страна, которая прибудет на Марс первой, объявит Красную планету своей собственностью. И это несмотря на закон, запрещающий присваивать "Луну, планеты, астероиды и любые другие небесные тела".

Именно поэтому, хотя эксперты и уверяют, что Договор по космосу 1967 года продолжает оставаться весьма полезной правовой основой для регулирования деятельности человека в космосе, он нуждается в обновлениях.

"Новые правила должны быть наложены на договор хотя бы потому, что появляются новые технологии.Да, существующее законодательство хорошо справляется со своей задачей уже более полувека. Но при желании в тексте любого юридического документа всегда можно найти лазейку, которая позволит присвоить себе и ископаемые,  и небесные тела", – заключил Джилл Стюарт.


Нужен новый договор

Многие эксперты уверены, что изменить договор будет проблематично. Metro поговорило на эту тему с Иваном Моисеевым, научным руководителем Института космической политики.

– Чтобы изменить многосторонний договор, требуется согласие всех стран-участников, – уверен Иван Моисеев. – Однако многие государства имеют по вопросам договора разные позиции. В этой ситуации остаётся два пути – пойти по стопам США и Люксембурга либо инициировать новое международное соглашение.

– В вопросах международного космического права все страны находятся в равном положении, каждое государство вправе участвовать в международных договорах, как в рамках ООН, так и вне их, – подчёркивает Иван Моисеев. – Но практическое значение могут иметь только акты, принятые государствами, которые могут осуществлять деятельность на Луне и других небесных телах.

Договор 1967 года запрещает национальное присвоение Луны и других небесных тел, но не запрещает присвоения частного или корпоративного (т.е., присвоения частными лицами, частными фирмами, акционерными обществами без участия государства). Так же договор не затрагивает вопросы принадлежности космических ископаемых. На практике, лунный грунт, привезенный американскими астронавтами, является государственной (национальной – в терминах Договора) собственностью США, а лунный грунт, привезенный нашими автоматическими лунными станциями – государственной  собственностью СССР (теперь – РФ).
 
Планируемые в относительно недалеком будущем пилотируемые полеты на Луну потребуют развития космического права с целью его детализации и уточнения по сравнению с Договором 1967 года. Например, потребуют решения вопросы, кто и как может получить в собственность участки Луны (или астероиды), как это должно быть оформлено, кто будет являться гарантом соответствующих прав собственности.
 
Не затрагивая положения Договора 1967 года, эти проблемы можно решить двумя путями – принимая соответствующие национальные правовые акты (по положению на сейчас этой возможностью воспользовались США и Люксембург) или заключая новые международные соглашения (Президент США приказал своим ведомствам начать работы в этом направлении в апреле 2020 года).
 
В вопросах международного космического права все страны находятся в равном положении, каждое государство вправе и принимать национальные акты, и участвовать в международных договорах, как в рамках ООН, так и вне их рамок. Но практическое значение могут иметь только акты, которые приняли государства, которые могут осуществлять деятельность на Луне и других небесных телах.


Соавторы материалы: Дарья Шацкая, Алексей Мокряков.