Лондонский метрополитен, растянувшийся под улицами британской столицы на 400 километров, насчитывает свыше 40 таких станций. На протяжении последнего столетия они покоились под землей, привлекая лишь чудаковатых любителей исследовать туннели. Вскоре эти глубины будут потревожены.

В преддверии 150-летия метрополитена инвестировать в развитие заброшенных комплексов подземки взялся Ажит Чемберс, глава «Метрополитена старого Лондона». Эта девелоперская компания была создана в 2009 году для того, чтобы вернуть забытое наследие Лондона к жизни.

– Невозможно придумать место, которое воплощало бы дух старого Лондона так же хорошо, как станции-призраки, – поделился с Metro господин Чемберс. По словам бывшего СЕО JPMorgan Chase, в планах его компании превратить 26 заброшенных станций в публичные музеи и ночные клубы топ-класса.

Господин Чемберс обратился с соответствующим заявлением в мэрию в декабре прошлого года. По его словам, тогда лондонский градоначальник Борис Джонсон назвал его идею «блестящей». Мэр заявил: «Если это не будет стоить нашим налогоплательщикам ни единого пенни, мы это сделаем».

Впрочем, Чемберса городские деньги не интересуют. По его словам, у проекта, смета которого насчитывает около миллиарда фунтов, и так полно потенциальных инвесторов. Среди тех, кто готов вложить деньги в преобразование станций в ночные клубы, есть один миллиардер из списка Forbes, который захотел остаться неизвестным.

Чемберс рассказывает, что он уже обладает инвестиционным фондом в 25 миллионов фунтов для проекта развития станции Brompton Road. Помимо этого, в течение ближайших 5 лет его компания планирует выкупить, реконструировать и открыть еще 11 объектов, на площадке которых будут открыты самые разные заведения: от спортивных центров до клубов. Однако Чемберс подчеркивает, что историческая ценность сооружения при этом будет строго сохраняться.

– Из самого простого мы планируем экскурсионные туры, – рассказывает Чемберс. – Моя мечта – это музей пожарной службы. Представьте, экскурсия по станции, оформленной так, что вы переноситесь во времена Великого лондонского пожара.

Станции-призраки сами могут похвастаться богатой историей. Многие из них использовались в роли бомбоубежищ во время войны.

– Некоторые станции занесены в список объектов культуры, и они останутся под защитой. Другие действительно можно будет переоборудовать в заведения коммерческого предприятия, – рассказал Metro Роджер Стерлинг, глава клуба любителей подземки «Подземная Британника».

Тем не менее оптимизм вокруг проекта разделяют не все. Транспортный департамент Лондона отозвался о безопасности на старых станциях с большой долей скептицизма.

– Под землей есть угроза обвалов. К тому же большая часть электропроводки оголилась, – говорит Бен Педрош, автор исследования о заброшенных станциях «Не сходите здесь». – Многие станции используются сейчас как экстренные выходы, сообщающиеся с туннелями, по которым сегодня ходят поезда. Сложно представить, что их можно сделать безопасными.

– Люди смеялись над реактивным двигателем, когда тот был изобретен, – отвечает Чемберс. – Я просто знаю, что у нас все получится!