Виртуальная реальность (VR) – одна из технологий, которая стала невероятно популярна за последние несколько лет. Согласно докладу, предоставленному базой данных маркетинговых исследований Grand View Research consultancy, величина VR-рынка на данный момент оценивается в 21,83 млрд долларов.

Технология действительно стала больше появляться в разных сферах человеческой жизни и теперь используется не только в развлекательных целях, но ещё и для работы, обучения и в медицине.

Недавнее исследование, проведённое  учёными из Калифорнийского университета в Лос-Анджелеса, показало, что VR может влиять на улучшение работы мозга. Был сделан вывод, что использование этой технологии способствует усилению ритмов в части мозга, которая ответственна за возникновение заболеваний, связанных с памятью – от Альцгеймера до синдрома дефицита внимания и гиперактивности и депрессии.

69,6 млрд долларов может достичь стоимость мирового VR-рынка к 2028 году.

Такие мозговые ритмы называются "тета-ритмы". Когда они усиливаются, то повышается способность мозга учиться и сохранять сенсорную информацию. Вот почему учёные предположили, что усиление тета-волн может исправить или восстановить работу памяти.

Для того чтобы проверить эту гипотезу, доктор Маянк Мехта, профессор кафедр физики, неврологии, электро- и вычислительной техники в Калифорнийском университете, и его коллеги изобрели иммерсивную комнату виртуальной реальности для крыс.

– Для начала мы убедились, что наша виртуальная реальность удобна и интересна для грызунов, – рассказывает Metro Маянк Мехта. – Важно, что если бы она им не понравилась, они могли бы выйти из неё в любой момент. Но эта реальность настолько увлекательна, что крысы любят играть, бегать и прыгать в ней и делают это с удовольствием. Когда животное находится там, оно идёт к виртуальному фонтану и пьёт воду, там же дремлет, смотрит по сторонам и исследует местность так, будто всё это по-настоящему.

Эта уникальная иммерсивная виртуальная реальность показала много новых удивительных вещей, – дополняет профессор. – К примеру, мы думаем, что в нас живёт одна-единственная личность, но зачастую это не так. Допустим, одна наша половина хочет съесть мороженое, а другая говорит: "Нет, приди в форму, тренируйся!" Увидеть такие детали было бы невозможно другим способом, кроме как с помощью виртуальной реальности. Она впервые показала, что наши ноги могут принимать одно решение, в то время как наш язык (или вкус) говорит совершенно противоположное!

Учёные верят, что их открытие поможет разработать VR-терапию для поддержки людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, аутизмом, болезнью Альцгеймера, эпилепсией и депрессией.

"Мы убедились, что наша виртуальная реальность удобна и интересна для крыс: они любят играть, бегать и прыгать в ней и делают это с удовольствием", Маянк Мехта, профессор Калифорнийского университета

Как VR применяется в медицине

  • Против боли. Пациенты используют VR-гарнитуру, чтобы перенестись в более спокойную реальность, которая позволит забыть о проблемах со здоровьем.
  • Для уменьшения беспокойства. Учёные из США доказали, что виртуальная реальность снижает тревожность у онкологических больных, получающих химиотерапию.
  • Для реабилитации. VR также помогает пациентам преодолеть проблемы с равновесием и подвижностью, возникшие в результате инсульта или травм головы.
  • В планировании операций. Технология всё чаще используется в планировании и даже для воссоздания сложных операций, чтобы избежать серьёзных рисков для пациентов.