Бушующая в течение полутора лет пандемия COVID-19 вызвала много негативных последствий, но о некоторых практически не говорят. Например, об изменениях в обучении детей, особенно тех, кто только начал осваивать язык.

Из-за локдауна многие малыши меньше общались со своими преподавателями, друзьями и семьёй, чем раньше. И один из основных вопросов – отразится ли это на их речи?

– Повлияли ли самоизоляция и другие антикоронавирусные меры на то, как дети приобретают речевые и языковые навыки, столь важные для их академического и социального развития? – спрашивала Ивонн Рен, директор исследовательского отделения языковой терапии Бристольского университета (Великобритания),  в статье, опубликованной в The Conversation. – И если дети стали позже разговаривать, что с этим могут сделать родители?

Эксперты в разных странах мира отмечают, что пандемия очень сильно повлияла на психосоциальные навыки несовершеннолетних.

– Недавний опрос школ и родителей, проведённый Благотворительным фондом образования в Великобритании, показал, что тем детям, которые пошли в школу осенью 2020 года, требовалось больше поддержки, чем ребятам, которые начали учиться в предыдущие годы, – отметила Ивонн Рен. – Результаты опроса предполагают, что область, вызывающая наибольшую озабоченность, – это общение и языковое развитие. В 96% (55 из 57) школ ответили, что они были "очень или весьма этим обеспокоены". Далее следует личное, социальное и эмоциональное развитие (91%) и грамотность (89%), навыки, которые во многом зависят от умения хорошо владеть своей речью и коммуницировать с окружающими.

Есть опасения, что такие меры безопасности, как социальная дистанция и локдаун, повлияли на то, что дети стали меньше пополнять свой словарный запас, например, выражениями, которые можно использовать во время прогулок или посещения зоопарков.

– Это важно, поскольку мы знаем, что уровень словарного запаса в возрасте двух лет позволяет прогнозировать успеваемость детей при поступлении в школу, – подчеркнула Рен. – Что, в свою очередь, помогает строить прогнозы в отношении результатов в будущем.

Вдобавок широкое использование масок во время пандемии показало, насколько мы полагаемся на чтение по губам.

– Отсутствие возможности видеть движения губ во время речи в сочетании с подавляющим эффектом, который ношение маски оказывает на производимый звук, затрудняет понимание того, что говорят другие люди, – говорит специалист. – Это особенно проблематично для многих детей, которые страдают от заболеваний, связанных со слухом.

Как же могут в этом помочь родители и члены семьи?

– Есть несколько ключевых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь своему ребёнку научиться разговаривать, – объяснила Рен. – Говорите с ним о том, что его интересует. Используйте простые фразы и заставляйте свой голос звучать интересно с помощью интонаций и мимики. Малыши  нуждаются в этом, поэтому, если ваш ребёнок смотрит на автобус, поговорите с ним о том, что он видит. Опишите, как автобус выглядит и двигается. И снова, и снова повторяйте ему само слово "автобус", чтобы он его запомнил.

"Разговорный язык имеет основополагающее значение для обучения, и его развитию нужно уделять больше внимания и ресурсов", - Ивонн Рен, исследовательница

Вопрос – ответ
Ивонн Рен, директор исследовательского отделения языковой терапии Бристольского университета

- Как родители могут понять, что у их детей из-за пандемии появились проблемы с речью?
- У некоторых детей это проявляется в сокращении их словарного запаса. Родители могут заметить, что ребёнок не использует или не понимает какие-то слова, которые их старшие брат или сестра уже знали в этом возрасте. Некоторым детям может потребоваться больше времени для развития речи, и они будут дольше употреблять слова или фразы, которые типичнее для лексикона ребят более младшего возраста.

- Как пандемия могла повлиять на детей, которые выросли во время локдауна?
- Речь у всех детей развивается по-разному, и, к счастью, с большинством ребят всё будет в порядке. Однако важно обращать внимание, если у вашего ребёнка или воспитанника есть какие-то проблемы. Таким ребятам потребуется больше времени, чтобы наверстать упущенное, чем другим.

- Что могут сделать родители или опекуны несовершеннолетних, чтобы избежать  худших последствий?
- Ищите возможности общаться со своим ребёнком на темы, которые ему интересны. Повторяйте описание предметов или действий, так как детям это нравится, и учите связывать слова с их значением. Не заставляйте ребят произносить определённые слова или звуки, но реагируйте и слушайте, когда они что-то вам говорят. И, если можете, посещайте вместе разные места и общайтесь с другими людьми: это познакомит ребёнка с чем-то новым и поможет расширить его словарный запас, что будет очень важно для успешного обучения в школе.