Всё началось с того, что блогеры стали рассказывать в соцсетях о необычной политике бутика Chanel в Дубае.

Россиянам отказывались продавать вещи и говорили, что продажа возможна только в том случае, если они подпишут бумагу, в которой говорится:  покупатель не живёт в России и не будет пользоваться вещью у себя на родине. Как вариант предлагали оформить покупку на другого, знакомого человека, являющегося резидентом ОАЭ. Ситуацию прокомментировали продюсер Яна Рудковская, написав в Telegram-канале, что новость вызвала у неё шок, и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

– Видимо, управляющие наследием "Великой Коко" таким образом решили присоединиться к русофобской кампании по "отмене России", – сказала Захарова.

Россиянка Ольга Л., находящаяся в Дубае, рассказала Metro, что тоже была поражена дискриминацией.

– У меня в бутике Chanel в Дубае был заказ на сумку и обувь. При покупке всегда нужно оставлять паспортные данные и номер телефона, – рассказывает девушка. – Когда я подошла, у меня спросили: вы не резидент ОАЭ? Говорю: нет. Мне отвечают: тогда мы вам не сможем продать сумку. Или вам придётся подписать бумагу, что вы не будете это носить в России. Нас, русских, там стояло семь человек – возмущались, кричали: "Вы нарушаете права, вызывайте полицию". Я не стала дожидаться правоохранителей, ушла.

Девушка признаётся, что это крайне удивило её, ведь другие люксовые бренды себе такого не позволяют.

– Знакомая в Турции сказала, что там с Chanel то же самое. Окей, вы закрылись в России, но мы в другой стране и просто туристы. Вот это неприятно.

В Chanel пояснили, что ограничения для россиян ввели из-за санкций ЕС, касающихся запрета на продажу в Россию предметов роскоши дороже 300 евро. Эксперты по международному праву считают, что санкции, конечно, никто не отменял, но бутик всё равно не вправе был запрещать продавать вещи только россиянам.

– Бумаги, которые требуют подписать в магазинах, по моему мнению, только попытка подстраховки самого бренда на случай претензий властей ЕС, – говорит Metro юрист Марина Силкина. –  Но эти "требования" всё равно ярко демонстрируют направленность на дискриминацию россиян.

Юрист и профессор Института международного права Марина Филимонова считает, что в целом бутик мог диктовать какие угодно правила продажи, но они абсолютно нежизнеспособные.

– Chanel как частная компания имеет право предъявлять любые требования, потому что покупка – это договор, – объясняет юрист. –  Они не говорят, что не продадут вам вещь. Они говорят, что продадут на условиях – и если он вас не устраивает, вы можете развернуться  и уйти в другой магазин. Но с другой стороны, они нарушают гражданское и международное право, покушаясь на контроль вещи после того, как она перешла в собственность к новому владельцу. И к тому же условия, которые они диктуют, попросту нерабочие: как они будут проверять потом, носят их сумки в России или нет – тем более конкретный человек? Никак.

Россиянка Ольга подтверждает, что контролировать предметы роскоши, пересекая границу, сложно:

– На выезде из других стран проблем с предметами нет. А вот в России можно столкнуться с проверками на таможне. Но я когда что-то вывожу, то держу в руках – сумку, к примеру, – или надеваю на себя. Тогда без проблем пропускают. Однако если купленное будет в упаковке или фирменной коробке, то остановят.