На прошлой неделе в Instagram появилась функция Reels, которая вызвала неоднозначную реакцию пользователей из-за того, что она, по сути, ничем не отличается от TikTok. Длительность видео короче – максимум 30 секунд вместо 60, но сам контент ушёл недалеко – всё те же танцы под популярную музыку.

Ещё одна похожая ситуация: недавно стало известно, что Twitter разрабатывает технологию, которая позволит пользователям реагировать на сообщения не просто "лайком", а  смайликом – удивлённым, плачущим, разгневанным и т. д. Такая функция уже есть в Facebook и Linkedin. Всё это говорит о том, что в последние годы соцсети становятся похожими друг на друга вместо того, чтобы вводить новшества, выгодно отличающие их от конкурентов.

Соцсети особенно беспокоят нас потому, что они являются самыми посещаемыми платформами в Интернете. Всё, что происходит в них, влияет на огромное количество людей – а именно, на 4,33 млрд пользователей, согласно отчёту Digital 2021: Global Overview Report. Эксперты отмечают, что вначале у каждой социальной сети было своё лицо и у пользователей была возможность делать уникальный контент, но сейчас эта возможность исчезла, потому что соцсети стали одинаковыми.

– Изначально каждая платформа преследовала свою цель. В Instagram выкладывали фотографии, в Facebook общались с друзьями, в Twitter узнавали о новых трендах и обсуждали насущные проблемы. Сейчас же все они смешались в одну огромную кучу информации, – рассказал Metro Диксон Отиено, основатель популярного блога о технологиях в Кении Tech-ish. – У каждой платформы были свои особенности, но в последнее десятилетие все стали перенимать технологии у конкурентов и потеряли уникальность.

– Когда у конкурентов "выстреливает" какая-нибудь новая функция, у создателей других соцсетей начинается паранойя, что о них забудут, и они начинают делать что-то подобное, – объясняет похожесть соцсетей Энрике Данс, профессор в области инноваций в испанской бизнес-школе IE.

Сейчас в соцсетях есть стандартный, почти базовый набор функций. Мы можем не только добавлять фотографии и видео, но и записывать истории, которые исчезают через 24 часа, проводить прямые трансляции и, конечно, чатиться.

Почему это происходит? Эксперты считают: для платформ это способ убедиться, что они остаются актуальными и удерживают своих пользователей.

– Люди могут чувствовать себя обделёнными и незаметными, если одна платформа делает что-то, чего не делает другая.  А инвесторы могут почувствовать, что платформа, в которую они вкладывают деньги, рушится, так как не выдерживает конкуренции, – сказал Отиено.

Подтвердить эти слова может история платформы ClubHouse, где можно слушать экспертов и говорить с ними. Весной приложение было самым скачиваемым во многих странах, в том числе и в России, но уже через пару месяцев оно перестало быть популярным. Формат, который сначала показался пользователям оригинальным, через несколько недель им надоел, и они вернулись к привычным соцсетям.


Эксперт
Энрике Данс, профессор в области инноваций в испанской бизнес-школе IE

- Насколько сейчас уникальны соцсети?
- Думаю, что нинасколько. В последнее время единственное, что они делают, – это становятся похожими друг на друга. Это даже как-то убого, потому что я как пользователь ловлю себя на мысли, что не понимаю, в какой соцсети нахожусь в данный момент. Везде одно и то же.

- Какое копирование вас больше всего раздражает?
- "Истории". Это изобретение приложения Snapchat, которое появилось неспроста. Однажды его основатель Эван Шпигель запостил в соцсети фотографию, о которой потом пожалел, но было уже поздно. Эта неудача подтолкнула его к мысли о разработке приложения, в котором контент (фото, видео, сообщения) будет храниться только какое-то количество времени. Сначала это были исчезающие фото, которые можно было посмотреть только в течение нескольких секунд, а потом появились истории, которые висели лишь 24 часа. Сейчас же эта функция есть везде, Snapchat перестал быть уникальным. Хотя на сегодняшний день это, пожалуй, самая уникальная социальная сеть, идущая своим путём.

- Почему сегодня социальные сети копируют друг друга?
- Интернет – это место, где всё происходит максимально быстро. Нет времени на разработку и внедрение чего-то кардинально нового. Если соцсеть не будет предлагать новые функции в течение нескольких месяцев, тратя время на уникальную разработку, она потеряет интерес пользователей. Из-за ограниченного времени и бешеной конкуренции и возникает кризис идей.