Мадо Мартинес, журналистка, филолог и антрополог, построила карьеру на исследовании паранормальных явлений. В её недавней книге "Доказательство" ("La Prueba") перечислены невероятные случаи околосмертных переживаний, которые возникают в тот момент, когда человек почти умер, но всё-таки остался жив.

Такие рассказы всегда интересуют людей, потому что, наверное, каждый хочет узнать, ждёт ли нас что-то после смерти. Metro выделило наиболее интересные моменты, которые есть в книге.

Негативные переживания

К сожалению, по данным Мадо Мартинес, многие люди в околосмертном состоянии видят  жутковатые вещи. Журналистка предполагает, что это происходит в 50% случаев, но никакой статистики, конечно, нет. Мартинес судит только по знакомым рассказчикам.

 – Негативным околосмертным переживаниям не уделяется столько внимания. Люди, пережившие их, почти никому не говорят об этом – не хотят. Да и мало кому захочется знать, что загробная жизнь – это ужасное место, где они будут страдать от зверств или столкнутся с самой абсолютной экзистенциальной пустотой. В любом случае важно чётко уяснить одну вещь: мы не знаем, почему у одних людей околосмертный опыт положительный, а у других отрицательный. Это нечто непредсказуемое, но я думаю, что это связано как с культурным контекстом, так и с системой убеждений, в которой человек вырос, жил, социализировался, а также с психологическим состоянием, в котором он/она находится в момент переживания. Да, нам интересно узнать об околосмертном опыте других людей, но не стоит его безоговорочно примерять на себя. Чужое "за гранью жизни" не равно вашему "за гранью жизни". Смерть, как и жизнь, естественна. И как и жизнь, она для всех своя и зависит от многих факторов, – объяснила  Metro Мадо Мартинес.

Другие культуры

Мартинес не стала ограничиваться только современными историями. Она изучила околосмертный опыт племени майя и узнала, что его представители намеренно охотились за околосмертными переживаниями, чтобы рассказать о них своим соплеменникам.

– Оказывается, любой человек может пережить предсмертный опыт, потому что мозг Homo Sapiens обучен этому. Смерть существует не только для нашего тела в физическом плане, но и для психики, в духовном. И если первую мы проживаем всего раз, то вторую мы можем испытывать неоднократно. В опыте племени майя была практика "смерти на три дня" – обычай, во время которого человек входил в предсмертные ощущения, а потом возвращался в этот мир и рассказывал соплеменникам, что такое загробная жизнь, – рассказала Мартинес.

Дети и восприятие религии

Для того чтобы проиллюстрировать, как дети проявляют характерные черты своей культуры или религии, видя "запредельное" в околосмертных переживаниях, Мартинес приводит пример четырёхлетнего Колтона Бёрпо, который стал известен своими рассказами.

– Он, сын христианского проповедника, в 4 года перенёс операцию по удалению аппендикса, в результате которой был близок к смерти, – говорит Мартинес. – Мальчик видел Иисуса Христа и сцены из апокалипсиса, где мужчины сражались в последней битве, в то время как женщины и дети наблюдали за этим. Очевидно, что такая сцена с гендерным разделением, когда мужчины играют активную и ведущую роль в истории, а женщины и дети лишь пассивные элементы, относится к духовной сфере. С другой стороны, Колтон сказал, что видел, как те, кто не последовал за Иисусом Христом, понесли наказание. Здесь, конечно, речь идёт о так называемом христианском абсолютистском дискурсе – когда не воспринимается никакая другая вера. То, что видел ребёнок, воспитанный в христианских ценностях, неприменимо к посмертным переживаниям мусульман и буддистов.

– Я повторюсь: остерегайтесь воспринимать чужие околосмертные переживания как "дорожную карту" того, чем будет загробная жизнь для вас. Просто потому, что в этих переживаниях очень много религии, а она у всех разная, а у кого-то её нет вообще, – сказала Мартинес.

Внеземные существа

Ещё один любопытный случай – свидетельства людей о предполагаемых существах из других измерений, которые живут вне времени. Для Мартинес это явная эволюция человеческих верований, ведь на протяжении всей истории околосмертные переживания находили отражение во встречах с божествами той или иной эпохи.

– Сейчас "в моде", будучи приверженцем одной веры, интересоваться канонами и главными персонажами другой. Являясь мусульманином, в околосмертных переживаниях вы всё равно можете встретиться с Иисусом Христом. Или, наоборот, в результате этих переживаний вы можете принять ислам. В любом случае мы говорим о настолько мощном переживании, что оно глубоко влияет на человека. Мы знаем похожие случаи, связанные с употреблением наркотических психоделических веществ, которые с ног на голову переворачивали психику человека.  Вывод: то, как мы будем воспринимать и переживать мистический опыт или изменённое состояние сознания, будет зависеть от уровня культуры и знаний каждого из нас. Поэтому считайте, что то, что вы увидите перед смертью, будет отражением вашего умственного и эмоционального состояния в жизни, – заключает Мартинес.

"То, как мы переживаем мистический опыт или тот, что неподвластен нашему сознанию, зависит от нашей культуры и личного опыта", - Мадо Мартинес, автор "Доказательства"