Согласно данным свежего исследования, Facebook, YouTube и WhatsApp превратились в основной источник информации в XXI веке, подвинув традиционные СМИ. Мы попытались разобраться, насколько им можно доверять.

Facebook, YouTube и WhatsApp. Из социальной сети, видеохостинга и приложения для обмена сообщениями они превратились в полноценные новостные каналы. Им доверяют, у них гигантская аудитория. Свежее исследование Института изучения журналистики Reuters (Оксфорд, Великобритания) подтверждает подобные выводы. И это тем более странно, учитывая, что мы живём в эпоху "постправды", фейковых новостей и альтернативных фактов.
Впрочем, ситуация по миру очень неоднородная. В одних странах (США и Англия) источником информации Facebook, YouTube и WhatsApp считают только 3% населения. Тогда как в Малайзии – 51%, в Бразилии – 46%, в Испании – 32%.

Конфиденциальность как добавленная стоимость
Согласно данным исследования, люди доверяют информации, распространяемой в WhatsApp, поскольку считают это приложение приватным. Более того, пользователей привлекает тот факт, что контент здесь не фильтруется автоматически, как это происходит, к примеру, в Facebook. В странах, где есть проблемы со свободой слова (возьмите Турцию), это особенно ценят.

Социальные сети против мейнстрима
Отношения между соцсетями и традиционными СМИ становятся всё более запутанными.  Пока в одних странах социальные сети стали для газет и телеканалов дополнительным инструментом в создании новостей, в других, по словам Ника Ньюмана, автора доклада, первую скрипку начали играть социальные сети. К примеру, в Греции доверие традиционным СМИ сегодня очень низкое, рынок слаб и люди обращаются к соцсетям в поисках информации.
Впрочем, идёт и обратный процесс. К примеру, в США на фоне засилья в соцсетях фейковых новостей пользователи стали более подозрительными к этому источнику. Они считают, что общественным мнением на таких платформах, как Facebook, легко манипулировать. И традиционным СМИ такая ситуация по душе. Парадокс же в том, что люди, читая газеты и новостные порталы, стали принимать только ту информацию, с которой согласны. Остальное для них – ложь.
Впрочем, треть опрошенных авторами исследования отметила, что вообще не интересуется новостями либо из-за недоверия, либо потому, что не хочет портить себе настроение. И в таком случае популярные социальные сети действительно постепенно становятся альтернативным источником информации.

Ник Ньюман, сотрудник Института изучения журналистики Reuters
Насколько стремительно растёт популярность социальных медиа как источника информации?
По нашим данным, спрос на него увеличился как минимум вдвое за последние пять лет. В среднем по всем странам, которые фигурируют в исследовании, около 50% пользователей читают новости в соцсетях и других социальных медиа. С другой стороны, этот источник информации для них не единственный. Они по-прежнему смотрят телевизор, читают газеты и слушают радио. Лишь единицы ориентируются исключительно на Интернет. В целом же мы уверены, что социальные медиа не заменят традиционные СМИ, а будут идти с ними в паре.
Почему люди стали больше доверять новостям в соцсетях, мессенджерах и даже на YouTube?
Не больше, нет. По-прежнему в плане доверия традиционные СМИ лидируют. Это мнение 40% аудитории. Но каждый четвёртый использует социальные медиа, чтобы отделить правду от вымысла, фильтруя таким образом информацию. И на примере Греции это прекрасно видно.
Каковы, по вашему мнению, плюсы и минусы использования социальных медиа в качестве источников информации?
Их любят за то, что они предлагают большой спектр мнений и дают быстрый доступ к новостям. Вы видите всё в своей ленте, вам не нужно бродить по множеству сайтов. 24% пользователей считают, что соцсети дают возможность познакомиться с мнениями, которые отличаются от традиционных СМИ. Но ситуацию портит засилье фейковых новостей. Социальные медиа – идеальные площадки для распространения заведомо ложной информации. Это рай для экстремистов или сторонников какой-либо идеологии. Разумеется, это не повсеместная аксиома. Ситуация отличается в зависимости от страны.
Какая связь социальных медиа с ложными новостями?
Интернет в целом и социальные медиа усиливают атмосферу недоверия. Но мы видим, что во многих странах это лишь вершина айсберга, где общество разделено по политическим мотивам или из-за недоверия традиционным СМИ. В целом же факт остаётся фактом: люди, которые активно  используют соцсети, агрегаторы новостей и поисковые системы,  обладают более объективной картиной мира.
Почему люди так легко верят новостям, которые не подкреплены фактами?
Мир изменился. Раньше у нас были официальные источники информации, теперь каждый может опубликовать всё что угодно. И, разумеется, пользователи находятся в недоумении, кому верить. Они хотели бы найти источник информации для себя, но не могут.
Как вы видите будущее социальных медиа в качестве источника новостей?
К чему всё придёт, трудно сказать. Но сегодня очевидно, что социальные медиа заинтересованы в том, чтобы внести больше ясности в контент. Фейковых новостей со временем должно становиться меньше.

Автор: Фелипе Эррера Агирре, Metro World News