Трудись, богатей, заведи детей и умри со спокойной совестью – по такой формуле жили несколько поколений вплоть до конца ХХ века. Но сейчас в странах с ведущими экономиками в мире всё изменилось: там молодёжь больше не хочет работать, как их родители, и не видит смысла в богатстве.

В США, стране с ведущей экономикой мира, организация "Новая Америка" провела исследование среди миллениалов и выяснила, что сегодня молодёжь зарабатывает на 20% меньше, чем их родители. И пока одни винят их в лени, другие видят в этом изменение ценностей. Теперь для людей важна не их карьера, а личный комфорт, и они готовы уйти с работы в любой момент, если им там будет неспокойно.

Американцы всегда были сторонниками индивидуализма, и для их общества это кажется логичным развитием. Но в Китае, где с детства учат работать на общество и выращивают гиперконкурентоспособные кадры, молодёжь тоже отказывается "вкалывать". Почему?

В последнее время в Поднебесной обретает популярность движение "тан пин" (tangping), которое переводится как "горизонтальное положение". Его сторонники призывают отменить культуру "9-9-6" (работу с 9 утра до 9 вечера по 6 дней в неделю) и  критикуют таких гигантов, как Huawei и Alibaba, за навязывание изнуряющей работы за копейки. Наряду с "тан пин" в китайском языке появилось слово "нэйцзюань" –  то есть "городские крысиные бега", против которых выступает молодёжь. Это слово было признано словом года в Китае – в публичном пространстве самой популярной в стране соцсети Weibo его использовали более миллиарда раз.

С презрением молодые китайцы относятся и к показному богатству.  Они не видят в нём ничего, кроме лжи и хвастовства – кичиться деньгами в стране, где 600 млн человек едва ли зарабатывает 154 доллара (11,5 тыс. рублей) в месяц, стыдно.

Движению "тан пин" противостоит "нейхуань" (neijuan). Сторонники этого движения, наоборот, приветствуют усердный труд, в котором нет пропусков и времени на "горизонтальное положение", и считают, что после школы необходимо сразу поступать в университет, а после университета – сразу устраиваться на работу.

"Я думаю, что это движение в конечном счёте сойдёт на нет. Оно противоречит идеям Компартии Китая, поэтому оно обречено", - Дэвид Гудман, профессор кафедры китаеведения в Сиань Цзяотун-Ливерпульском университете (Китай)

28% населения Китая составляет молодёжь от 15 до 35 лет.


Эксперт
Дэвид Гудман, профессор кафедры китаеведения в Сиань Цзяотун-Ливерпульском университете (Китай)

- Как китайское общество реагирует на движение "тан пин"?
- Начну с того, что сторонников "горизонтального положения" не так уж и много, поэтому пока оно не вызывает никакого беспокойства. К этому движению примыкают только миллениалы из среднего класса. Из опыта старших братьев и сестёр они узнали, что, даже если ты поступаешь в хороший университет, это не значит, что у тебя будет хорошая работа. В Китае много квалифицированных людей, работающих официантами, бариста, уборщиками и так далее. Зародилось движение "тан пин", кстати, не в Китае, а в Японии и Южной Корее. Поэтому такое явление скорее не национальное, а экономическое. Гиперконкуренция в азиатских странах привела к тому, что люди начали выгорать и, как следствие, отказываться от борьбы за карьерные высоты, предпочитая жить спокойной жизнью, пусть и не так ярко.

- Каково будущее сторонников "горизонтального положения"?
- Опыт подсказывает мне, что, как и многие движения, оно поглотит само себя. Да, у него есть идея, сторонники, бешеная поддержка в соцсетях, но со временем оно затухнет. Коммунистическая партия Китая – это скала, о которую разбивается всё, что противоречит идеологии. Кроме того, подобные негативные настроения гуляли в Китае и раньше – например, в конце 1970-х годов, когда началась эпоха экономических реформ. Тогда молодёжь тоже была не готова перестраиваться на новый лад – пришлось больше работать,  но в итоге все смирились. Деваться было некуда. Китайцы понимают, что либо они играют по правилам Компартии, либо они остаются на обочине жизни.

- Изменилось ли отношение молодых китайцев к браку?
- Да, изменения есть. За последние десять лет, которые я провёл в Китае, я увидел, что женщины всё меньше хотят вступать в брак, хотя статистика по желаниям мужчин не сильно меняется. Молодые китаянки всё чаще хотят жить для себя. Другое изменение – молодые люди вступают в брак по собственному желанию и с тем человеком, кого сами выбрали, в отличие от своих родителей, которых нередко "сводили".

- А как относятся к образованию?
- Цель семьи среднего класса – дать ребёнку образование. В Китае авторитарное общество, и, если родители решили отдать сына или дочь в конкретный колледж или университет, это не обсуждается, хотя ребёнок может быть с этим не согласен. Но между тем все понимают: если у человека нет связей, он ни за что не пробьётся. Всё, в том числе и трудоустройство, в Китае так или иначе контролирует партия. Поэтому много людей с дипломами работают в сфере услуг. И это, конечно, никому из молодёжи не нравится.