Каждый день ей плачутся в жилетку десятки тысяч несчастных женщин. В любой сложной ситуации они бегут за советом к Малке. За несколько лет "Пятничные ответы" вышли за пределы Интернета и стали книгами. Мы попытались понять, как Малке удаётся разбираться в чужих отношениях и помогать людям
Почему у нас люди так хотят, чтобы им советовали? Вы же не психолог, и тем не менее они просто молятся на вас.
– По тем текстам, которые люди читали в моём блоге с 2005 года, у них сложился образ автора как человека: а) в чём-то компетентного и б) небезразличного. Я в этом вижу скорее модель вот такого воображаемого друга, которого нам всем так не хватает, и для многих я заняла это место.
Вам приходится тоже делиться с вашими читателями собственными проблемами?
– Я об этом время от времени пишу, мне здесь видится гораздо более важным не образ гуру, который всё постиг, все проблемы решил и теперь учит других. Мне кажется гораздо более важным, что я одна из них, что я живу такой же жизнью, как они, что у меня ровно те же траблы, что я не знаю рецептов, как их решать, я могу только сказать, что я об этом думаю.
При этом вы всегда на стороне женщин.
– Да! Разница между мной и профессиональным коучем в том, что я не предлагаю готовых решений и готовых сценариев. Я предлагаю только отношение. Только взгляд на проблему, который может ситуацию переломить.
А как вы оцениваете популярное в обществе оценочное высказывание "все мужики козлы"?
– Они не козлы, они разные животные. Некоторые хомяки. (Смеётся.) А если серьёзно, у меня в последние годы складывается впечатление, что гендерная модель в нашем обществе очень сильно изменилась. От мужчины стало настолько меньше практической пользы, что она перестала быть решающим фактором. То есть женщина берёт мужчину, соглашается на партнёрство, когда она рассчитывает получить от него поддержку в дополнение к той деятельности, которую ведёт она сама. Всю ношу несёт она сама, но она будет рада, если ей помогут. Это абсолютно отличается от той модели, которая была в голове у наших бабушек, потому что тогда подразумевалось, что мужчина всю ношу возьмёт на себя, а женщина будет патроны подносить иногда. Теперь всё наоборот.
То есть мужчина – помощник. А как же большая чистая любовь и всё такое?
– Большая чистая любовь укладывается в этот формат распрекрасно. Я его люблю, мы вместе, вот мы взялись за руки, и он не бросит в беде. Он не обеспечит мне всё на свете и не возьмёт меня на ручки, а он меня поддержит, если что. То есть требования к мужчине снизились до требований к ассистенту. В детных семьях то же самое – мужчина помогает с детьми, то есть, если он ребёнка местами берёт на себя и разгружает женщину, это хороший партнёр.
Что больше всего волнует ваших читательниц?
– Злая мама, которая не понимает, которая нервирует, которая нарочно злит.
Это подростки пишут?
– Это пишут взрослые женщины с семьёй и детьми. То есть мама, которая продолжает мучить, несмотря на то что пора бы уже и перестать.
Потом партнёр, который обесценивает, который, если суммировать все жалобы, не считает её хорошей и постоянно об этом говорит. "Ты толстая, ты дура, без меня ты никто, куда ты денешься с ребёнком" и так далее. Он рушит самооценку. Это массово! Плюс партнёр, который не оказывает той самой поддержки. То есть денег не даёт, платит только за себя, живёт на всём готовом.
А как можно в такой ситуации помочь? Тут же понятно, что это уже не изменишь.
– Это неправда. Во-первых, можно от него уйти. Во-вторых, можно с ним как-то строить отношения так, чтобы у него немножко поубавилось дерзости. В основном, конечно, все эти партнёрства, про которые пишут сценарии для фильмов ужасов, они, конечно, безнадёжные. Когда кто-то кого-то прямо уже совсем замучил, эти отношения не имеют будущего.
– Да никак его не выбросить, не тратьте силы. Ваша лапка осталась в капкане. Она будет болеть и кровоточить, потом заживёт, зарастёт мехом. Вы привыкнете обходиться без неё и даже не будете о ней вспоминать. Но лапки у вас больше не будет. Но есть и хорошая новость. У вас есть ещё целых три лапки.
• Знаете, мне кажется, что вот эти вот идеи насчёт того, что работа должна приносить радость, – они из той же серии, что "брак должен приносить счастье". Это такой полуэзотерический концепт про дружелюбный мир и про жизнь, которая вам чего-то там должна. Мир не дружелюбен, а жизнь никому ничего не должна. Брак должен давать защищённость. А счастье – это как повезёт. Работа должна приносить деньги. Если она при этом нравится – это такое же чудо и удача, как счастливый брак. Но не норма. Счастье – вообще не норма.
• Если вы не чувствуете себя в безопасности рядом с этим мужчиной – не тратьте на него энергию, не думайте о нём вообще и живите так, словно у вас нет мужчины. Потому что у вас его нет.
• Когда человеку плохо, бесполезно убеждать его, что ему на самом деле хорошо и это он просто не выспался.
• Когда вы живёте с мужчиной, оттого что больше негде, вы уходите от мамы к другой такой же маме. В сущности, вы с вашей мамой так никогда и не расставались.
• Мы ведь искрим тогда, когда нами восхищаются. Когда зал в экстазе – артист тоже в экстазе, это двусторонний процесс. Представьте, что вами всё время кто-то любуется. Воображаемый друг, да. Если вы очень продвинутая, это будет Бог.
• Если у нас чего-то никогда не было, нам неоткуда узнать, насколько нам это нужно. А если нам что-то нужно, нам всегда кажется, что нам этого нужно очень много. Когда вы в жару дорываетесь до лимонада, вы заказываете самый большой графин и сомневаетесь, не мало ли будет. А потом оказывается, что вам хватило полстакана.
• Для кого-то главное – порядок в доме, и в этом нет ничего смешного. Для кого-то – телесная нежность. Для кого-то – веселье и чувство праздника. Все питаются разным. Если у человека нет для вас пищи, вы будете вечно голодны.
• Жизнь не надо брать под контроль, она сама кого хочешь возьмёт. С ней не надо бороться – с ней надо дружить.