Форма наказания, которая, казалось, была искоренена десятки лет назад, до сих пор используется по всему миру. Статистика показывает, что бесчисленное количество детей продолжают подвергаться физическому насилию со стороны своих преподавателей в государственных школах.

– Телесные наказания, к несчастью, всегда существовали столько, сколько живут люди, – объясняет Metro заслуженный профессор права и государственной политики юридической школы Олбани в Нью-Йорке (США) Мелисса Л. Брегер. – Количество таких наказаний изменилось с течением времени, но всё же на сегодняшний день и дома, и в школе дети подвергаются насилию.

Вместе с профессорами Люси Соренсен, Чармейном Уиллисом и Виктором Асалом Мелисса Л. Брегер провела глубокое исследование физических наказаний несовершеннолетних.

– Мы рассмотрели ситуацию в 192 странах для изучения возникновения и законности такого метода "воспитания" по всему миру, – говорит Брегер. – Одна из основных причин, по которым подобные меры ещё существуют, – то, что во многих частях света, например, в некоторых штатах Америки, телесные наказания рассматриваются как нечто приемлемое и соответствующее социальным нормам. В некоторых местах даже предпочитается такая форма наказания детей.

Первой страной, которая полностью запретила любое физическое насилие, была Швеция (в 1979 году). Многие другие государства последовали её примеру, особенно после принятия Конвенции ООН о правах ребёнка в 1989 году.

– В 2018 году Американская ассоциация педиатров выступила с заявлением, в котором рекомендовала избегать любых видов телесных наказаний, – рассказывает Брегер. – Будем надеяться, что благодаря этому в стране поменяются некоторые нормы и даже, возможно, законы. В нашем исследовании мы рассматриваем Швецию как пример государства, полностью запретившего любое физическое насилие по отношению к детям. Для другого же примера мы исследуем Эфиопию как страну, которая повышает осведомлённость и проводит общественные кампании против того, чтобы считать телесные наказания нормой.


62 страны полностью запретили физические наказания.

27 государств проводят некоторые реформы, чтобы достичь полного запрета телесного "воспитания".


Вопрос – ответ
Джозеф Кальвин Ганьон, профессор факультета педагогических наук в Хельсинкском университете (Финляндия)

- Расскажите о прогрессе в искоренении телесных наказаний детей в школах.
- Требуется большая работа, чтобы запретить физическое насилие в школах по всему миру. Хотя оно уже считается незаконным в большинстве стран, 69 государств всё ещё это позволяют.

Даже если приняты законы, запрещающие телесные наказания, такая практика всё равно может сохраниться. Например, в 1996 году это было запрещено в школах Северной Африки. Однако недавнее исследование профессора Джанин Натальи Кларк показало, что более половины учеников подвергались ударам от своего учителя или директора. А согласно исследованию организации UNICEF, 50–90% учащихся в Перу, Вьетнаме, Эфиопии и Индии сообщили, что испытали на себе телесные наказания, несмотря на имеющиеся законы. Это не говорит о том, что законы, которые запрещают физические наказания, не важны. Это основной компонент отмены. Однако одних законов недостаточно, и за их несоблюдение должна быть предусмотрена ответственность.

- Как решить эту проблему?
- Нужно сообщать о вредных последствиях телесных наказаний и давать гражданам общее понимание того, что существуют эффективные альтернативные методы. Внедрение многоуровневых систем поведенческой поддержки в школах необходимо для активного и позитивного предотвращения проблемного поведения, а также для закрепления правильного поведения. В рамках этого подхода учащимся предоставляется поддержка в зависимости от индивидуальных потребностей. Также в учебных учреждениях нужно собирать, анализировать и сообщать данные о дисциплине детей.

Некоторые считают так: "Я сам подвергался телесным наказаниям и со мной всё в порядке". Есть две вещи, которые смогут опровергнуть этот аргумент. Первая – необходимо различать личный опыт и науку. Например, одного человека, который не пристегнул ремень безопасности в автомобиле, попал в аварию, но остался невредим, будет недостаточно, чтобы сказать, что ремни не нужны. Вторая – важно помочь таким людям понять: исследование показывает, какой урон получают те, кто испытал на себе телесные наказания, и что они смогли стать достойными личностями не "благодаря", а "вопреки" такому "воспитанию".

- Расскажите больше о важности избавления от физических наказаний.
- Ученики преуспевают в школе, когда чувствуют себя в безопасности, когда удовлетворяются их академические и социально-эмоциональные потребности. Позитивные отношения с педагогами – это ключевой фактор в развитии у учащихся чувства привязанности к своему учебному заведению. Использование же телесных наказаний вредит взаимосвязи между учениками и учителями, и дети могут начать испытывать отвращение к школе. Исследовательница, доктор философии Лиз Гершофф рассмотрела формы телесных наказаний во всём мире и отметила, что к ним относятся: удары палками, ремнями и деревянными досками, а также дёргание за уши или волосы, удары по лицу и брошенные в учеников предметы. Кроме того, учащихся заставляли стоять в болезненных позах, долго находиться на солнце, держать или переносить тяжёлые предметы, копать ямы, становиться на колени на камни или рис или выполнять упражнения без отдыха и воды.