Вечером 24 августа суперджет бизнесмена, следующий из Азербайджана, сел во французском аэропорту для дозаправки. Силовики задержали его на выходе из самолёта. В ближайшее время Дуров предстанет перед судом по обвинениям, предусматривающим наказание до 20 лет тюрьмы.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОТИВ
Как сообщают французские телеканалы TF1 и BFMTV, ордер на его арест был выписан непосредственно перед приземлением. Предприниматель был объявлен в розыск из-за "отсутствия модерации" опасного контента в "Телеграме" и отказа сотрудничать с правоохранителями, что делает его "пособником в наркоторговле, педофилии и мошенничестве".
Главная цель французских властей – добиться от ЕС введения новых правил для модерации подобных платформ, объяснил в беседе с Metro французский специалист по международному праву, преподаватель Лионского университета Ален Дюфло. Для этого они в том числе пытаются надавить на Дурова, чтобы изменить правила регулирования конкретно "Телеграма".
– Для меня очевидно, что это абсолютно сфабрикованное дело. Я бы сравнил его с делом Ассанжа.
Эксперт не исключает возможности обвинительного приговора, раз в деле присутствует политический интерес. Однако с признанием его виновным по тем обвинениям, которые озвучила пресса, может возникнуть ряд сложностей:
– Во-первых, "Телеграм" – это компания, а не человек. Дуров не несёт ответственности за правила компании. С юридической точки зрения это то же самое, как если бы к ответственности привлекли министра телекоммуникаций из-за того, что по почте шлют много криминальной продукции. А во-вторых, по французскому законодательству, для признания человека соучастником должны быть подтверждены его активные действия, а не пассивные, как в данной ситуации, ведь он не регулирует "Телеграм".
При этом Дуров сможет обжаловать приговор и обратиться в вышестоящие инстанции – вплоть до Европейского суда по правам человека, уточнил Дюфло.
БУДУЩЕЕ МЕССЕНДЖЕРА
В случае если Дурова признают виновным, в работе мессенджера изменений не произойдёт, уверен бывший советник президента России по вопросам развития Интернета Герман Клименко:
– Мессенджер от Павла Дурова сильно не зависит. Планы у них, как и в любой компании подобного рода, наверняка расписаны на год или два вперёд. И потом, у Дурова есть опыт отказа от ресурсов – он ушёл из "ВКонтакте", который работает до сих пор. Поэтому даже если Франция вдруг пойдёт по плохому сценарию, я не думаю, что с "Телеграмом" что-то произойдёт.
В этой истории нужно задать другой важный вопрос, подчеркнул Клименко, – не станет ли история с Дуровым началом децентрализации Интернета:
– В этой ситуации выбор у Павла не богатый – либо прекратить работу на территории Франции, либо начать сотрудничать. Если он выберет первое, ему придётся отказываться от работы во всей Европе, потому что всюду возникнут аналогичные претензии. Если же он согласится сотрудничать – он будет первый, кто, условно говоря, сломается. Поэтому его сейчас будут поддерживать и Илон Маск, и Марк Цукерберг.