Ещё в XIX веке писатели-фантасты мечтали о таб­летке, которая бы заменяла обед, ужин и прочие приёмы пищи. Однако учёные начали изучать этот вопрос лишь десять лет назад.

Согласно последнему отчёту ФАО (Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства ООН),   объём потребляемой человечеством еды к 2050 году увеличится на 70%. Самая большая нагрузка ляжет  на животноводство и поэтому вредные выбросы, связанные с производством продуктов животного происхождения, вырастут.  Так, количество выбрасываемого в атмосферу оксида азота увеличится на 65%, метана – на 67%, паров аммиака (который вызывает кислотные дожди) – на 64%. Учитывая  эти ужасающие цифры, несложно понять, почему учёные пытаются воспроизвести нашу еду в своих лабораториях.

8000 литров воды нужно для производства 400 г мяса, посчитал National Geographic.

Датский исследователь Марк Пост ещё в 2013 году придумал искусственный гамбургер, и в ближайшие пять лет он должен появиться в супермаркетах. Скептики в свою очередь опасаются: такие, с позволения сказать, бутерброды наверняка будут дорого стоить, не говоря уже о вкусе.

Впрочем, некоторые искусственные продукты уже продаются. Например, компания Real Vegan Cheese синтезирует животные клетки, которые превращают дрожжи в молоко. "Дрожжи – ресурс возобновляемый. Выходит, вам не нужна корова, чтобы получить молоко. Безответственно и неэкологично использовать животных, если мы можем произвести этичную еду без их непосредственного участия", – говорится на сайте компании. У неё есть "коллеги": в Сан-Франциско компания Clara Foods делает яйца без кур.

Исследователи работают не только над созданием еды из пробирки, но  и стараются выяснить, насколько такая еда безопасна. Похоже, да: при производстве не используются пестициды, гормоны и антибиотики. Впрочем, ни одно подобное исследование пока не опубликовано. Однако это никому не помешает зарабатывать на еде из пробирки: аналитики Zion Marketing уверены, что к 2022 году этот рынок вырастет до 220 млрд долларов.


ВОПРОС – ОТВЕТ

Одра Дэвис,
вице-президент транснациональной косметической компании

Над чем сейчас работают ваши учёные?
Недавно мы создали уникальный продукт – Double X, мультивитаминную добавку.  22 витамина и минерала и 22 растительных экстракта. Плюс к тому мы запатентовали микс из куркумы, розмарина и витамина P. Комбинация этих трёх составляющих даёт удивительный антиоксидантный эффект.

И какой из этих продуктов самый революционный?
Мы давно изучаем потенциал растений – к примеру, ацерола, которую мы выращиваем в Бразилии и перерабатываем в США. Она широко применяется и в здоровом питании, и в косметологии.  

Расскажите немного о ваших научных изысканиях...
Для начала мы разрабатываем модель, некую симуляцию воздействия того или иного компонента на организм человека. Исследования ведутся на клеточном уровне, который выявляет уровень биологической активности конкретного ингредиента. Это занимает от полутора месяцев до двух лет. Параллельно идут "полевые разработки".Так, в прошлом году мы открыли исследовательский центр в Китае, где потенциал растений изучают через призму нетрадиционной медицины. Кроме того, учёные исследуют, в какой момент "жизненные силы" растения находятся на пике и в какой именно его части. После этого данные передаются на наши плантации, где их применяют на практике. Это занимает от 5 до 6 лет.

В чём преимущество растительных компонентов?
Мы верим, что  растения оказывают невероятный эффект на здоровье человека. Кроме того, их производство гораздо более экологично.