В 2008 году в Кабуле, столице Афганистана, была основана организация "Скейтистан".

Её цель – взять под защиту детей из семей с плохой репутацией, заняться их образованием и досугом, чтобы защитить от пагубного влияния. Так как детей всегда непросто заинтересовать, решили зацепиться за какую-нибудь идею, которая могла бы объединить ребят. И такая идея нашлась – скейтбординг.

Почему он? В 2007 году австралиец Оливер Перкович прибыл в Кабул с тремя скейтбордами в чемодане, чтобы покататься по улицам и узнать город поближе. Кабул его поразил; но ещё больше он был поражён тем, с каким интересом дети, которые постоянно находились на улице и не хотели возвращаться домой, наблюдали за его трюками. Детвора окружала его, просила "дать погонять скейт" и вообще заметно веселела, когда он выходил из дома со скейтом под мышкой. Удивило Перковича и то, что обычные для европейских и американских детей "покатушки на скейте" так сильно поразили афганскую детвору. Он решил открыть школу скейтбординга  и уже в 2009 году набрал первых учеников. Их возраст – от 5 до 17 лет.

3 тысячи учеников "Скейтистана" насчитывают школы по всему миру.

3 тысячи учеников "Скейтистана" насчитывают школы по всему миру.

Предоставлены организацией "Скейтистан".

Фото:

Сначала учебное заведение появилось в Афганистане, потом в Камбодже и Южной Африке, Кении, Иордании. В свободное время дети учились кататься на скейтбордах, однако Перкович и его команда постепенно внедряли другие активности в расписание детей: подготовка к школе и экзаменам, занятия по психологии и другие. Преподаватели в школе заменили ребятам старших наставников, а окружающие сверстники стали друзьями, с которыми можно было поделиться своими мечтами, обсудить проблемы и – самое главное! – развиваться без негативного влияния домашних.

Около половины учеников в школах были девочки. Сначала, как вспоминает Оливер, они приходили по двое-трое и с какой-то опаской, а потом начали приходить большими группами. Девочки в бедных странах очень часто ущемлены в правах и не могут выйти на улицу без взрослых. В "Скейтистане" же они чувствовали себя в безопасности.

Однако всё это закончилось, когда к власти в Афганистане пришли талибы ("Талибан" запрещён на территории РФ. – Прим. ред.). Перковичу скрепя сердце пришлось свернуть проект "Скейтистан" в Кабуле, уже практически родном для него городе.

Самые младшие ученики ещё даже не ходят в школу.

Самые младшие ученики ещё даже не ходят в школу.

Предоставлены организацией "Скейтистан".

Фото:


Metro узнало у Оливера, как он переносит это и скучает ли по своим ученикам.

- Как вы отреагировали на события в Афганистане?
- Мы с коллегами всей душой были преданы нашему делу. "Скейтистан" в Кабуле – наше первое и любимое детище. Сейчас мы не можем туда попасть, мы не можем связаться с детьми. К тому же я был вынужден много думать о безопасности сотрудников "Скейтистана" там – мы набирали много учителей из местных. Я стараюсь отгонять плохие мысли, но признаюсь, что у меня пока что это получается с трудом...

- Почему вы так много внимания уделяете присутствию девочек в школах?
- Чем беднее страна, тем сложнее там с равноправием. Мы видели много девочек, которые учились, работали и при этом были вынуждены преодолевать социальные барьеры, с которыми не сталкивались мальчики. К нам приходили девочки, которых подвергали насилию, накачивали наркотиками и заставляли просить милостыню. Мы же пытались дать девочкам шанс, ведь нужно начинать с каких-то возможностей.

- Каковы у вас планы на будущее?
- Мы очень быстро растём. С 30–40 школ по всему миру мы дошли до 600. Сейчас наша цель – собрать деньги к весне. Для нас важно помогать детям: если взрослый знает, куда идти в кризисной ситуации, то ребёнку идти некуда. Только к родителям. А если его и родители не поддерживают, то кто ещё им займётся, если не мы?

"Скейтбординг помог нам не только вытащить детей из неблагополучных условий, но и объединить их и занять", Оливер Перкович, основатель "Скейтистана"