Референдум по вопросу о выходе Великобритании из состава ЕС назначен на 23 июня. По данным последних опросов, 38% местных жителей поддерживают так называемый Brexit (выход из ЕС, от слов Britain и exit).

Беспокойство сторонников выхода из ЕС усиливается тем, что значительная часть беженцев, прибывающих в ЕС, может в конечном итоге оказаться в Великобритании, что приведёт к росту налогов, например, на здравоохранение.

Мигранты не единственная причина. Другая проблема – финансовый кризис в Греции, Испании, Португалии, Италии и Ирландии.

– Члены – государства ЕС зай­мут разные позиции после выхода Великобритании, – говорит Metro Николас Леврат, директор Института глобальных исследований в Университете Женевы. – Одни начнут вести переговоры о «гибком» положении для себя в ЕС или вообще о независимости. Другие – Франция, Германия, Бельгия, а также Италия и Испания – захотят укрепить «ядро» и своё влияние в ЕС.

Уже сейчас о независимости задумывается не только Великобритания. Однако, по мнению экспертов, этот путь весьма тернист. Одна из самых больших проблем – отсутствие достаточной поддержки со стороны населения. Например, в Каталонии, как и в Шотландии, существенная часть населения – некоренные жители. Они не заинтересованы в выходе из ЕС, поэтому в 2014 году шотландский и каталонский референдумы не привели к независимости.

– Ещё одна проблема – это паранойя, что небольшие экономические единицы нежизнеспособны сами по себе, – говорит Иван Эланд, директор Центра по проблемам мира и свободы Независимого института. – Но это не так. Другой вопрос – позволит ли ЕС отделившимся регионам оставаться внутри своего рынка. Ведь многие из них всё же хотят сохранить возможность продавать свои товары на этом большом рынке.

Даже если Великобритания останется в ЕС, она вряд ли сможет сохранить своё особое положение.

– Будет много перемен, среди которых пересмотр критериев членства в ЕС, – говорит Леврат. – Или, например, создание «ядра ЕС» между Францией и Германий и, возможно, некоторыми другими странами. Во втором сценарии очень многое зависит от способностей Франции принимать такие политические решения, в чём я очень сомневаюсь. Скорее всего, в ближайшие 10 лет произойдёт большая территориальная перепланировка.