Волна митингов против расизма вышла за пределы США. Уличные акции прошли в Лондоне, Афинах и Стокгольме. Напомним, что всё началось 25 мая в Миннеаполисе, когда во время задержания полицейский наступил коленом на шею темнокожему Джорджу Флойду и так держал его 8 минут, пока тот не задохнулся.

Правда, США охватила не только волна беспорядков, но и волна “нилинга” (kneeling – "коленопреклонение") – покаяний белых перед чёрными. Полицейские и обычные граждане опускаются на одно колено перед темнокожими, молятся и просят прощения за годы рабства.

Социальные сети и мировые телеканалы облетели кадры, на которых афроамериканцы стоят перед коленопреклонёнными группами белокожих граждан и принимают их извинения. Иногда доходит и до целования обуви… Для многих россиян подобный способ просить прощения за годы рабства, которых никто, из принимающих участие в сцене покаяния, не застал, кажется унизительным.

– Преклонение одного колена и в США, и в других странах символизирует или глубокую скорбь, траур, или торжественность момента, – рассказывает культуролог, историк, писатель, советник 1-го класса МИД России в отставке Александр Афанасьев. – Например, когда приносится военная присяга, человек опускается на колено и целует знамя. Это было и у нас в советское время. Но то, что сейчас происходит в Америке, это перебор.

По словам культуролога, накал страстей подхлестнул коронавирус, который в США в первую очередь поразил жителей “гетто”, где живут чернокожие и латиноамериканцы. Люди были взаперти, не имели возможности разрядки, много людей вокруг гибнет… Плюс предвыборная напряжённость.

– Массовые коленопреклонения – это беспрецедентно, – говорит Александр Афанасьев. – И темнокожие при этом на колено не опускаются, не скорбят вместе с белыми. Значит, они не верят в извинения и просто презирают этих людей. Считают, что всё это ханжество и фальшь. Мы как-то были в Нью-Йорке, и перед входом в отель стоял негр и просил, нет – требовал подаяния. Он стоял прямо у нас на дороге, и наш экскурсовод слегка его подвинул. Вы бы видели его гримасу! Перед неграми все белые виноваты, а кто мы – русские или американцы, им, простите, по хрену. Мы, белые, должны быть в неоплатном долгу перед неграми в Америке за то, что их завезли в Америку, что они страдали и теперь имеют право.

Со словами культуролога соглашается и профессор кафедры сравнительной политологии, кандидат исторических наук, профессор МГИМО Андраник Мигранян.

– Темнокожие считают, что они жертвы, а белые должны постоянно каяться и испытывать унижение, – говорит эксперт. – Но с этим в США согласны далеко не все белые, а люди либеральной направленности, некоторые полицейские… Но это старая история, ей уже четыреста лет. Были разные попытки интегрировать чёрных в белое общество с разным успехом. Но у всех осталось ощущение, что как не могли чёрные и белые жить вместе, как равные и равноправные, так они, скорее всего, и не смогут жить. Только чисто внешне создавалось впечатление – через политкорректность, через какие-то программы помощи чёрным, через предоставление им самых разных возможностей, чтобы они развивались, но всё равно на бытовом уровне есть грандиозный водораздел. Чёрные и белые не ходят друг к другу в гости, очень редкие межрасовые браки, нет непосредственного общения. У чёрных остаётся чувство мести и абсолютной убеждённости, что белые должны всю жизнь перед ними каяться.

По словам Андраника Миграняна, часть либералов среди белых в США с подобными чувствами темнокожих солидарна. Они действительно считают себя виноватыми и даже уверены, что чёрным нужно выплачивать репарации за то, что их предки были рабами.

Белые американцы на коленях просят прощения за годы рабства у афроамериканцев