"Омикрон", сваливший этой зимой с ног огромное количество народу, не пощадил и кинематографистов: многие из-за болезни не смогли приехать в пятницу на "Мосфильм", где проходила церемония вручения национальной премии "Золотой орёл".

Так, по этой причине впервые за многие годы отсутствовал её идеолог, режиссёр Никита Михалков. Кинопремия также состоялась без президента академии Владимира Наумова, ушедшего из жизни в конце 2021 года. Память коллег зал почтил стоя под "Песню о корабле" из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" в исполнении Александра Градского. Однако после этой минорной ноты вернуть оптимизм присутствующим попытался помощник президента РФ Владимир Мединский. "История нас учит тому, что бывали пандемии и пострашнее. А через год мы соберёмся здесь ещё раз и будем с улыбкой вспоминать события этого года", – сказал он.

Ещё одним лейтмотивом церемонии звучала тема "Лишь бы не было войны". Особенно пронзительной оказалась речь сценариста Дениса Катаева о роли кинематографистов в современном мире и недопустимости войны, которую он произнёс, получая приз в номинации "Лучший неигровой фильм" за документальную картину "Бондарчук. Battle" режиссёра Ильи Белова.

Тему ещё одного страшного испытания, пришедшегося на долю советского народа в годы войны, не смог не упомянуть со сцены актёр Филипп Янковский, чья работа в картине Глеба Панфилова "Иван Денисович", снятой по мотивам повести Александра Солженицына, была признана лучшей мужской ролью. "Приз я хочу посвятить тем людям, которые погибли, и тем, которые выжили в тех лагерях, о которых наш фильм", – сказал он, получая статуэтку. Семья Янковских удостоилась в этот вечер двух "орлов": также приз за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Огонь" академики присудили их сыну Ивану. "Получить награду с сыном в один день – это так трогательно!" – сказал Филипп Янковский.

Награду за лучшую женскую роль в кино получила актриса Мария Аронова за работу в картине "Пара из будущего", обойдя Анну Михалкову ("Дело") и Ирину Старшенбаум ("Общага").

Лучшей женской ролью в сериале признали работу Александры Урсуляк в "Пингвинах моей мамы".

Абсолютным лидером по количеству собранных наград стала лента "Серебряные коньки" дебютанта Михаила Локшина.  Эта рождественская картина о случайной встрече бедняка и аристократки в Петербурге в канун XX века выиграла в шести номинациях: "Лучший фильм", "Лучший сценарий", "Лучшая операторская работа", "Лучший монтаж фильма", "Лучшая работа художника по костюмам" и "Лучшая работа художника-постановщика".

На главную номинацию также претендовали "Уроки фарси" Вадима Перельмана и "Капитан Волконогов бежал" Наташи Меркуловой и Алексея Чупова.

Приз за лучшую режиссёрскую работу присуждён Глебу Панфилову за фильм "Иван Денисович".

Ещё одной лентой, сражавшейся за главный приз, был фильм "Огонь" – и помимо награды, доставшейся Ивану Янковскому, он получил приз за "Лучшую работу звукорежиссёра" и "Лучшую женскую роль второго плана" (Ирина Горбачёва).

Приз за лучший телесериал забрала "Седьмая симфония" – историческая драма о премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. Актёр Алексей Гуськов, снявшийся в ней, получил награду за "Лучшую мужскую роль в сериале". "У меня их уже две! Значит, мы победили!" – сказал на сцене Гуськов, держа в руках по статуэтке.


Кто ещё взял призы

  • Лучший сериал онлайн-платформы – "Вертинский"
  • Лучший короткометражный фильм – "Друг"
  • Лучший анимационный фильм – "Конь Юлий и большие скачки"
  • Лучшая музыка к фильму – Алексей Айги ("Белый снег")
  • Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам – "Последний богатырь: Посланник Тьмы"
  • Лучшие визуальные эффекты – "Конёк-Горбунок"