Директор WWF России Игорь Честин рассказал о трёх просьбах новому президенту России от участников акции "Час Земли".

Директор WWF России Игорь Честин.

Директор WWF России Игорь Честин.

Предоставлено пресс-службой WWF России, Другой

Фото:

Почему девизом "Часа Земли" 24 марта стал призыв голосовать за природу?

– Наши действия должны быть привязаны к повестке дня в стране, и на сегодня самое главное – это выборы. Поэтому мы вышли с инструментом, похожим на советскую практику наказов депутатам: предлагаем три положения, которые, как мы считаем, избранный президент России должен воплотить в жизнь.

Какие?

– Защитить заповедники, создать условия для развития возобновляемой энергетики и решить проблему мусора не с помощью строительства мусоросжигательных заводов, а путём введения раздельного сбора и переработки отходов. Это три проблемы в области охраны окружающей среды, которые нужно срочно решить.

Из них москвичам ближе всего, наверное, проблема мусора. Можно ли весь его рассортировать так, чтобы не нужно было сжигать?

– Да. Главное – сократить объёмы образования отходов. Нужно запретить магазинам бесплатно давать пластиковые пакеты. Второе – у нас слишком много тары. Стекло, которое собирают, не моют: превращают в бой и выплавляют по новой. Это неправильно. В Германии покупатели идут в магазин со своими бутылками, сдают на входе, получают ваучеры и расплачиваются ими в кассе. Такие лёгкие меры за два-три года снизят общий объём образования отходов процентов на 30. Но нужна политическая воля, чтобы их внедрить. А пока это оставлено на свободный рынок.

И нужен раздельный сбор. Ведь когда отходы смешиваются, сравнительно небольшая часть пищевых отходов загрязняет остальные, делая невозможной их переработку. Можно идти совсем цивилизованным способом, когда мусор разделяют по фракциям: пластик, стекло и металл отдельно. Но на самом деле первый шаг – это просто разделить перерабатываемый мусор от неперерабатываемого, который в основном состоит из пищевых отходов.

А что нужно делать с пищевыми отходами? Как сократить их количество?

– Есть решение, которое применяется во многих странах: диспенсеры в раковинах. То есть все очистки, остатки пищи туда выбрасываются и перемалываются.

На московском уровне можно установить требование, чтобы все квартиры в новостройках оборудовались такими диспоузеры. Для канализации это безопасно и пойдёт только на пользу, потому что активный ил – колонии бактерий и простейших, которые очищают воду, – сейчас испытывает голод. Чтобы он лучше работал, нужно либо добавлять органики, либо уменьшать количество воды.

Как вы предлагаете защитить заповедники?

– Последние восемь лет в России ослаблялось законодательство, касающееся особо охраняемых природных территорий. В ходе подготовки к Олимпиаде в Сочи были приняты поправки, которые разрешили строить в национальных парках спортивные и туристические объекты. В 2011 году на биосферных полигонах биосферных заповедников разрешили строить спортивные и развлекательные сооружения. Такие полигоны предназначены для демонстрации возможностей устойчивого развития: это могут бы истории, связанные с лесоводством, органическим земледелием, туризмом, но никак не со стройкой. И если раньше к заповеднику разрешалось присоединять биосферные полигоны, то в 2016 году полигоны разрешили выделять в заповеднике. Мы предлагаем запретить выделять биосферные полигоны внутри заповедников, а также запретить строить на полигонах и в национальных парках рекреационные объекты, требующие капитальной инфраструктуры.

Какие самые ужасные последствия могут наступить из-за этого для заповедников?

– Расскажу, что уже произошло. В Сочинском национальном парке уничтожен бассейн реки Мзымта, которая была местом нереста 20% всей черноморского лососья кумжи. Ещё мы потеряли биологический вид: самшит колхидский. Это дерево – третичный реликт, который существовал только в России и в Абхазии. Из Италии для декоративных посадок к Олимпиаде привезли саженцы самшита средиземноморского, и вместе с ним приехал паразит – бабочка. В Хосте была замечательная Тисово-самшитовая роща. А осталась тисовая роща и мёртвый самшит, потому что паразит его съел. Вдобавок из-за строительства спортивных сооружений примерно на 40% снизилась лесистость склонов Мзымты. Это уже привело к серьёзным оползням и нарушению гидробаланса реки.

И это может происходить везде. Уже были попытки построить горнолыжный курорт в парке “Самарская Лука”.

Третий “наказ” – убрать препятствия на пути развития возобновляемых источников энергии? Здесь что вы предлагаете?

– В возобновляемой энергетике два основных препятствия. Первое – необоснованные требования к строительству, которые во много раз удорожают и его, и эксплуатацию. Сейчас между ветряками на ветроэлектростанциях технологические дороги должны быть фактически как дороги на городских улицах. Их строительство гораздо дороже строительства самой электростанции. Главное, что это никому не нужно, потому что это не дороги общего пользования. Но таковы стандарты. Подобного рода ограничения надо снимать.

Второе – нужно разрешить продавать электроэнергию от малых генерирующих мощностей в общую сеть. Для любого производителя, для товариществ собственников жилья. И нужно перераспределить средства в пользу муниципалитетов, чтобы они устанавливали возобновимые источники энергии там, куда невыгодно тащить сети. В 83 субъектах России есть несколько тысяч населённых пунктов, которые не имеют электричества.

И напоследок расскажите, пожалуйста, для чего проводится акция “Час Земли”?

– Это не об экономии электроэнергии. Это простая форма волеизъявления. Акция начиналась в 2007 году в Австралии. Правительство страны под действием угольного лобби говорило, что не собирается участвовать в новом соглашении по сокращению выбросов парниковых газов. И наши коллеги из WWF призвали австралийцев, которые озабочены проблемами изменения климата, на час выключить свет. Акция имела большой успех, и правительство было вынуждено изменить свою точку зрения. Без референдума, просто посмотрев на количество участников.

Сегодня мы выносим три проблемы, за которые призываем голосовать, но это не значит, что все участники акции в России поддерживают решение тех же вопросов. Это не страшно. Да, акцию придумал WWF. Но она уже давно является общей и каждый имеет право вносить в неё свой собственный смысл.