Руководство новосибирского научного центра "Вектор" обещает уже к этой осени закончить испытания вакцины против новой коронавирусной инфекции. Прививки – капли в нос – скоро получит первая группа добровольцев.
Однако среди медицинских работников, которых обещают первыми защитить от COVID-19 с помощью нового препарата, нет уверенности в том, что вакцина будет эффективной и безопасной. Главный внештатный пульмонолог Минздрава России по ЦФО, генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов Андрей Малявин в эфире телеканала "Доктор" заявил, что изготовление вакцин во многих странах форсируется по политическим мотивам, что может негативно отразиться на безопасности. 

– История человечества уже получала такие ответки с лихорадкой денге, когда несколько тысяч человек умерли от того, что в ускоренном темпе была сделана вакцина, – сказал Андрей Малявин. – Если меня спросите, буду ли я прививаться даже в 2021 году, в январе, допустим, то я вам скажу, что не буду.

Профессор-вирусолог, бывший сотрудник "Вектора" Александр Чепурнов в беседе с Metro поддержал опасения доктора. 

– По поводу вакцин, как в известном фильме говорилось, меня терзают смутные сомнения, – сказал учёный. – Как-то быстро у разработчиков появилась интроназальная форма. Для неё нужен очень хороший адъювант – препарат, который "протащит" в подслизистый слой то, чем мы вакцинируем. Я никогда не читал ничего о том, чтобы в "Векторе" этим занимались. Американцы испытания на добровольцах начали где-то месяц назад, но они утверждают, что до вакцины ещё год. А здесь только через месяц начнутся, но утверждают, что вакцина где-то осенью уже будет. Тогда и возникает опасение, а достаточно ли качественно они проверят безопасность, безвредность препарата. Второй момент. Меня в любой вакцине интересует индекс протективности, то есть защищает она от чего-то или нет.

Александр Чепурнов, вирусолог.

Александр Чепурнов, вирусолог.

скриншот Youtube/ Россия 24

Фото:

Индекс, по словам профессора, проверяется через прививку и последующее заражение разными дозами вируса большого числа подопытных, восприимчивых к вирусу животных. А найти их – задача непростая. 

– Ходят слухи, что они будут испытывать на добровольцах рекомбинантную вакцину против COVID-19, сделанную на основе вируса гриппа, – говорит Александр Чепурнов. – Но коробочку по ТВ показывали, на которой написано "субъединичная вакцина". Так, спрашивается, что же они делают? Что они проверяли, на каком уровне и какая защита? Сомнений много.

Как рассказал профессор, опасность вакцины не в том, что через неё можно заразиться COVID-19, а в "побочных эффектах". Для приготовления привычной "убитой" вакцины выращивают вирусы, а потом их убивают. Вакцина несёт только "оболочку" вируса – все его антигены и иммунный ответ вырабатывается против всех белков оболочки. 

– А если несколько поверхностных белков от вируса отнять или синтезировать их, то это будет субъединичная вакцина. Эти отдельные частички вируса, которые организм человека распознает как ковид, и вызовут иммунный ответ, – поясняет Александр Чепурнов. – В теории всё правильно. А вот что получится – это вопрос. Нужно выбрать правильные белки, правильно их сконструировать и так далее. У вакцины гарантированно нет инфекционного риска. Но белки вирусов, в частности ковида, могут обладать различными иммуномодулирующими свойствами. Для COVID-19 характерна такая гадость, которая называется цитокиновый шторм. Различные клетки иммунной системы обмениваются сигналами, "разговаривают" друг с другом с помощью цитокина. Один выделился – одни клетки вступают в дело, другой цитокин выделился – пошла команда, например, притормозить выработку антител, а усилить клеточный ответ и так далее. А когда идёт шторм, иммунитет получает одновременно множество противоречивых команд, и он просто не знает, куда бежать, "сходит с ума". После прививок может развиваться то, что называется "антителопосредованное усиление инфекции". Антитела, которые нам, по идее, нужны, есть, но именно из-за этого становится хуже. Когда я работал с инактивированной вакциной Эбола, мы с таким столкнулись – вакцинируем животных, а они дохнут ещё шустрее… Всё нужно как следует проверить – возможно подобное, невозможно, при каких дозах. 

По мнению вирусолога, есть проблема и с качеством выполнения научной работы. Некоторое время назад центр "Вектор" стал подразделением Роспотребнадзора, после этого, по словам профессора, там случился "кадровый погром". 

– С наукой в Роспотребнадзоре, сами понимаете, хуже, чем с финансовым администрированием, – говорит Александр Чепурнов. – Например, диагностику Роспотребнадзор забрал под себя и делал её руками "Вектора". И тексты у них вышли не очень. Результирующий пинок страна получила от Лукашенко, который сказал, мол, ну вас на фиг с вашими плохо работающими тест-системами. Если такими же ручками будет сделана и вакцина, то я соглашусь с пульмонологом.