Правильно, без усов! Усы, треугольная шляпа и глаза навыкате – настолько характерные черты внешности Петра I, что их подчёркивают современные карикатуристы, а раньше подчёркивали придворные живописцы.

Но если мы сравним несколько портретов Петра разных периодов, мы заметим, что усы у него очень разные. И если провести классификацию усов, их форм и  размеров, можно узнать очень многое и о жизни Императора, и о моде его времени. Именно этим – изучением усов на портретах – и занялась в какой-то момент искусствовед Людмила Алексеевна Маркина. Итогом стала выставка "Усы властелина".

 – Первый – тип Неллера,  – говорит Людмила Алексеевна, – художник Годфри Неллер писал 25-летнего Петра в 1698 году в Лондоне. На портрете мы видим небольшие тонкие усики – они так и назывались в то время, "английские".

В 1711 году Пётр приезжает в немецкий Торгау на свадьбу своего старшего сына Алексея и там знакомится с чешским художником Иоганном Купецким. Они много и свободно общаются, и Купецкий пишет потрясающе проникновенный портрет Императора. Тип Купецкого – это уже императорские усы, пышные, фигурные, которые соответствовали победителю Полтавы и государю, с авторитетом которого считались в Европе.

В 1717 году в Париже в июне Петра писал Жан-Марк Натье – и там совсем другие усы, формы "карандаш". Такие же усы запечатлели Луи Каравак и Иоганн Танауэр.

Один из самых интересных экспонатов – портрет Р. Х. Боура, созданный не ранее 1709 года. Картина принадлежит неизвестному художнику, и изображён на ней человек с интересной судьбой – швед, вступивший в ряды петровской армии и воевавший под Полтавой на стороне России. Он получил тяжёлую рану, но смог остаться в строю, за что заслужил особую награду от русского императора. Мы долго недоумевали, где же на этом портрете Пётр и его усы, но потом обратили внимание на миниатюрное украшение на груди вельможи. Пётр умеет скрываться!