С 1 июля 2018 года в России по-новому начинают следить за безопасностью продуктов питания. Каким образом и почему от этого должны выиграть потребители, Metro на круглом столе рассказали эксперты

В России запустили автоматизированную систему ветеринарной сертификации "Меркурий", которая заменит существующую – "бумажную". В ней будет отражаться весь путь продукта, подпадающего под ветеринарный контроль, от производителя до полки магазина или заведения общепита. Это мясо, субпродукты, колбасы, рыба, мясные и рыбные консервы, макаронные изделия с начинкой, яйца, натуральный мёд, мороженое и ряд других категорий (по молочным продуктам участникам рынка пока дали отсрочку).

Система решает несколько задач. В теории она позволит свести фальсификат на рынке к минимуму, а покупателям получить исчерпывающую информацию по каждому товару, просто наведя смартфон на QR-код на упаковке товара в магазине. Правда, "коммунизм" наступит не сразу. Год будет действовать переходный период. Потребительский сервис с QR-кодами должен стать доступным с 2024 года.

По словам Ольги Владимировой, директора по качеству ООО "ТД "БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ", система, таким образом, просто не позволит произвести треску из минтая, а говяжьи сосиски – из конины. Всё на каждом этапе должно соответствовать рецептуре и спецификациям. За ними будут стоять ветеринарные свидетельства в электронном виде. Также, к примеру, невозможными будут движения товара в регион или из региона, где зарегистрированы какие-то эпидемии.

Ольга Владимирова, директор по качеству ООО

Ольга Владимирова, директор по качеству ООО "ТД "БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ".

"Metro"

Фото:

Не всё сразу
Минус на старте – "Меркурий" требует долгой отладки. Это глобальная система, которая работает в масштабах всей страны и затрагивает всех участников процесса движения товара, продолжает Ольга Владимирова.
– Условно говоря, каждый вездеход и собачья упряжка, которые везут партию пищевой продукции, должны быть отражены в системе. Представьте весь этот объём работы, – отмечает она.

В России уже есть подобная система – ЕГАИС (алкогольный рынок), комментирует Светлана Бабанская, начальник Управления по работе с государственными органами Северо-Западного Дивизиона ТС "Пятёрочка".
– Но это лишь 20% рынка, а товаров, подпадающих под ветеринарный контроль и регулирование через "Меркурий", – больше 40%, – говорит Бабанская.

Светлана Бабанская, начальник Управления по работе с государственными органами Северо-Западного Дивизиона ТС

Светлана Бабанская, начальник Управления по работе с государственными органами Северо-Западного Дивизиона ТС "Пятёрочка".

"Metro"

Фото:

Учитывая количество данных и их детализацию, участники системы будут сталкиваться (и уже сталкиваются) с целым рядом трудностей: от технических до правовых и не только. К примеру, часть производителей, представленных в регионах (небольшие фермы, мелкие заготовительные базы и так далее), сегодня могут вообще не иметь доступ в Интернет по оптоволокну, который необходим для работы системы. Не говоря уже о подключении, отладке и администрировании "Меркурия", что требует ресурсов.

– Есть и много других нюансов, – отмечает Екатерина Джуринская, руководитель службы операционного планирования и стандартизации бизнес-процессов "Мясоперерабатывающего завода "Иней". – Когда потребителю будет доступна вся информация, её предстоит закодировать в определённой форме на упаковке. Большинство производственных компаний используют международную универсальную кодировку. Но чем больше информации, тем больше требуется для этого места, и это станет проблемой для товаров небольшого размера, так как придется уменьшать размер штрих-кода.
Современные, небольшие по размеру QR-коды эту проблему не решат. Они по своей структуре уникальны, то есть нет утверждённых правил группировки вносимой туда информации.
– Для того чтобы решить проблему, нужны какие-то новые технические разработки, – заключает Екатерина Джуринская.

Екатерина Джуринская, руководитель службы операционного планирования и стандартизации бизнес-процессов

Екатерина Джуринская, руководитель службы операционного планирования и стандартизации бизнес-процессов "Мясоперерабатывающего завода "Иней".

"Metro"

Фото:

Минус в плюс
По словам экспертов Metro, кратковременно внедрение "Меркурия" может отразиться на ассортименте на полках. С 1 июля торговые сети перестали работать с поставщиками, не подключёнными к системе. Но потенциально это плюс, поскольку производители и логистические операторы, которым есть что скрывать, из цепочки будут исключены. Перегружать товары, условно говоря, в поле, нарушая тем самым все нормы, станет невозможно, как и, к примеру, "выловить" рыбу в одном регионе, а затем, через 10 минут, погасить ветеринарный сертификат за 1000 км от этого места.
На ценах же отразиться нововведение не может, уверены собеседники Metro, хотя все звенья цепочки несут немалые расходы на автоматизацию.

Проверка в полях
Торговые сети соблюдают закон по ветеринарному контролю, но и небольшие магазины, к примеру, в деревне или посёлке, можно будет проверить с введением "Меркурия", отмечает Мария Филиппова, менеджер по связям с общественностью и государственными органами компании "Лента".
– Сейчас вы можете потребовать все документы в бумажном виде на кассе, – рассказывает эксперт. – "Меркурий" – онлайн-система, поэтому в будущем вы сможете потребовать у администрации магазина показать сертификат в электронном виде. Тогда кассир или владелец смогут войти под своим логином и паролем в систему и предоставить вам информацию по конкретным товарам.  

Мария Филиппова, менеджер по связям с общественностью и государственными органами компании

Мария Филиппова, менеджер по связям с общественностью и государственными органами компании "Лента"..

"Metro"

Фото: