Мы пообщались с создателями картины – режиссёром Артёмом Михалковым и актёром Сергеем Безруковым, сыгравшим легендарного тренера Григория Кусикьянца

- Сергей, какой была ваша работа над созданием образа такой исторической личности, как тренер Григорий Кусикьянц? Вы изучали что-то в архивах, смотрели записи?
- С. Б. Безусловно. Существует фильм, в котором есть и Попенченко, и Кусикьянц, они там даже играют в шахматы. Я смотрел эту запись и другие видео, кажется, 90-х годов. Он там уже в возрасте. Знаете, такой сухощавый старик, грозный, крепкий, подтянутый. Я просто глаз не мог оторвать, насколько человек уже в таком пожилом возрасте в хорошей форме. Энергетика не пропала, он такой же мощный, такой же интересный. Конечно, я много читал. Признаюсь, до того, как я прочёл сценарий, я о нём не знал, хотя сам раньше любительски занимался боксом. Так что подробности биографии Григория Филипповича и историю его взаимодействия с его подопечным Попенченко я узнал благодаря сценарию братьев Пресняковых, который мне очень понравился.

- А что именно вам понравилось?
- С. Б. Живая история. Сейчас кино, как мне кажется, это история. Если есть история, люди пойдут смотреть. Если нет, то, какие бы ни были спецэффекты и масштабные съёмки, какой бы экшен нам ни предлагали, я думаю, что зритель не пойдёт. Нужна хорошо рассказанная, щемящая история, которую никакие спецэффекты не заменят.

- Артём, для вас фильм фактически стал полнометражным дебютом. Дебют – это всегда очень личная работа. Что есть личного для вас в этом фильме?
- А. М. Изначально я посмотрел документальный фильм по каналу "Россия" о Попенченко. Мне понравилась его история. Потом я прочёл книгу "Вечный бой", и она показалась мне очень кинематографичной. Я был удивлён, что никто не заинтересовался сделать по ней кино. И она была любопытна не только с точки зрения личности Попенченко как спортсмена. Мне она была ещё интересна его судьбой и отношениями с тренером. Как Кусикьянц через все невзгоды и сложности приводит его к финалу.

- Вы сказали, что начали с судьбы спортсмена, с книги о нём. У Валерия Попенченко была очень ранняя, всего в 37 лет, загадочная, почти детективная смерть. Почему вы решили не рассматривать эту часть его биографии?
- А. М. У нас зрительское кино. Есть определённые законы жанра, и мы хотели закончить именно этой победой. Если бы мы показали его реальный уход из жизни, мы бы не были в жанре зрительского кино. Победа должна быть некой точкой.

- Сергей, о работе с Виктором Хориняком. Динамика между вашими героями как-то повлияла на вас? Вы ощущали себя наставником, ментором Виктора?
- С. Б. Нет, менторства не было. Было хорошее партнёрство. На съёмках было, конечно, какое-то ощущение отца или, может быть, старшего брата, потому что мой персонаж фактически заменил Попенченко отца. С Витей работать – удовольствие, он очень органичен в своей роли, плюс он мхатовец. Хорошее партнёрство – это уже полфильма.

- В последние годы вышло очень много российских ретрофильмов о спорте. "Легенда № 17", "Лев Яшин. Вратарь моей мечты", "Движение вверх"… Трудно все перечислить. Артём, чем ваш фильм отличается от других?
- А. М. Вы имеете в виду другие фильмы о боксе?

- Нет, я имею в виду другие фильмы об успехах советского спорта. Одновременно с вашим фильмом в прокат выходит картина о советских футболистах "Одиннадцать молчаливых мужчин", причём сценарий к ней тоже написали братья Пресняковы.
- А. М. На самом деле это так сложилось, что в параллели идут два фильма и что братья Пресняковы писали там и там сценарий. Было много фильмов о спорте, да, их везде много. Но любое кино – это некое преодоление. Чтобы создать кино, надо приложить много сил. А наш фильм, во-первых, отличается тем, что давно не было историй про бокс. Потом, сама по себе история тренера и его подопечного была очень интересной. Мы нашли внутренние переживания героя, его травмы, что и отличает наш фильм от других. И это безумно сложная задача – зрелищно, красиво и интересно снять человека на ринге.