В Бурятии начали производство статуй для самого большого дацана страны. Корреспондент Metro отправился на место и понаблюдал за процессом

Буддисты всего мира празднуют день рождения основателя буддизма Будды Шакьямуни. Во всех дацанах России проходят молебны.
Ольга Жаркова, восковщик литейной мастерской "Эрхим дархан" при Иволгинском дацане в Бурятии, на молебен не пойдёт. В цехе, где она работает, её ждут заготовки статуй Будды, которые нужно почистить и отшлифовать, чтобы потом из этих форм получились бронзовые статуи.
На территории Иволгинского дацана, центра Буддийской традиционной сангхи (общины) России, строится самый большой соборный храм. Его алтарь украсят 1000 статуй Будды. Каждая будет сделана из бронзы, позолочена и раскрашена.

Монгольские скулы
– Сейчас у нас работают всего 12 человек, – рассказывает Metro руководитель мастерской Чимит багша Доржиев. – Это скульпторы, формовщики, чеканщики, восковщики. Мастерская существует всего четыре года, и раньше наши специалисты занимались в основном сувенирной продукцией. У нас работают талантливые мастера, но это люди, не связанные с буддизмом. Мы ведь берём на работу не по вероисповеданию, а по способностям. Сам я занимаюсь скульптурой недавно. До этого приходилось делать только копии статуй Будды из разных музеев. Для самого большого соборного храма Иволгинского дацана нужно было сделать свой, авторский образец. Ориентировался на самые известные скульптуры в мире, пересмотрел сотни фото.

Алтарь одного из храмов Иволгинского дацана уже украшен тысячей Будд, статуи привезли из Китая.
– Когда я сделал свой эскиз и слепил из пластилина образец, понял, что моя статуя существенно отличается от китайских, – продолжает Чимит багша. – Само лицо получилось бурятско-монгольское – более скуластое, с нашим разрезом глаз. И даже украшения и складки одежды отличаются – в них просматриваются монгольские мотивы. Каждый народ добавляет в одну и ту же скульптуру что-то своё. Сейчас ребята из Непала чеканят главную статую для храма, и у неё непальское лицо.

Наедине с Буддой
С пластилинового образца мастера делают гипсовую форму с силиконом внутри. Туда заливается воск. Когда он застывает, получается заготовка, с которой делается бронзовая статуя.
Очень важно, чтобы фигура из воска была идеально вычищена, выглажена, все детали чётко проработаны. На подготовку восковой фигуры уходит около месяца.

Восковщик Ольга Жаркова работает над орнаментом лотосового трона для Будды.
– Восковая фигура собирается из нескольких частей:  отдельно делаются руки, трон, основная часть – всё это нужно собрать вместе, – говорит Ольга. – Больше всего времени уходит на лицо, волосы и трон. Работа кропотливая, но мне нравится. Я раньше была бухгалтером, но поняла, что это не моё. Получила новую профессию и пришла сюда. Интересно делать всё – и сувенирную скульптуру, и буддистскую. Но статуя Будды – особенно ответственная работа: я дорабатываю лотосовый трон, а с полок на меня смотрят несколько статуй Будды, ждут своей очереди. Нельзя не оправдать их ожиданий.

По словам руководителя литейной мастерской, он уже по восковой заготовке может определить, кто из мастеров работал над Буддой.
– Канон один, но каждый человек добавляет что-то своё. И когда тысяча Будд будет смотреть на нас с алтаря, мы увидим, что все они с разными чертами лица.

800 граммов бронзы
Планируется, что новый храм построят через 2 года.
– Сейчас в бронзе у нас готовы всего две статуи, в воске – около десяти, – говорит Чимит багша. – Ребята впервые в своей жизни делают статую Будды; сейчас одну в месяц, потом темп увеличится. Если не будем успевать, пригласим на работу ещё специалистов. Но даже если мы не сможем сделать тысячу штук за два года, будем заполнять алтарь постепенно.
По словам мастеров, чтобы сделать одну статую высотой 50 см, нужно 3–4 кг пластилина, 800 граммов воска и около 7 кг бронзы. Каждую нужно позолотить и покрасить. Себестоимость одной статуи вместе с работой мастеров и использованием оборудования – около 50 тыс. рублей. Часть статуй оплачивают прихожане Иволгинского дацана.

"Когда тысяча Будд будет смотреть на нас с алтаря, мы увидим, что все они разные – с разными чертами лица". Чимит багша Доржиев.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Пришёл в религию через искусство
Для руководителя литейной мастерской при Иволгинском дацане 1000 Будд – первый крупный заказ.
– Я вырос в деревне, что рядом с Иволгинским дацаном, – говорит 32-летний Чимит багша Доржиев. – Семья у нас верующая, по большим праздникам я вместе с родными ходил в дацан. В детстве всё время рисовал и мечтал стать художником. Когда оканчивал школу, отец сказал, что в Буддийский университет при Иволгинском дацане приехали преподаватели по искусству, открывается новый факультет. Я стал там учиться и уже через искусство пришёл к буддизму. Если бы тогда не открывался художественный факультет, то я не стал бы ламой.
Чимит багша танкописец – специалист по буддийской живописи.
– Скульптурой никогда раньше не занимался, – говорит художник. – Но когда меня назначили руководителем мастерской, пришлось научиться.