Международный день против насилия и травли в школе и кибербуллинга прошел 5 ноября. Педагогическое сообщество как будто бы знает, как бороться с проблемой, но пока она явно не исчезла.

Уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Ксения Мишонова на пресс-конференции ещё раз напомнила о масштабности этого явления: согласно опросу, в котором приняли участие 20 тыс. человек (учителя и дети), треть детей рассказали, что являлись или являются свидетелями буллинга, а четверть школьников признались, что в разные периоды учебы они сами становились объектами травли.

Также выяснилось, что в большинстве случаев травля начинается с учителя, с его методов оценки ученика. Например, по словам Мишоновой, несколько раз в год к ней обращаются разные школьницы с жалобами, что их не пускают в учебное заведение с розовыми или зелёными волосами. Таким образом, учителя (или школьное окружение), сами того не желая, способствуют появлению жертв буллинга. Чтобы исправить ситуацию, в Подмосковье работают над проектом "Бесконфликтная школа". 

– Для решения проблемы мы собрали директоров школ, где это происходило чаще всего. И начали обучать учителей методами медиации (одна из технологий альтернативного урегулирования споров - Прим. Ред.) с помощью независимых экспертов извне, – рассказала Мишонова. 

Причины возникновения буллинга

В свою очередь, известный российский педагог Евгений Ямбург в существование "бесконфликтной школы" не верит. 

– Даже в детском саду, в начальной школе я вижу буллинг. У ребенка пластиночка на зубах – он получает прозвище "саблезубый", и все начинают его травить. Потому что наиболее лёгкий способ объединиться детям – это объединиться против кого-то, – отметил Ямбург. 

По словам Ямбурга, есть несколько причин, по которым проблема буллинга в нашей стране продолжает оставаться, мягко говоря, актуальной. Во-первых, медицинская. 

– В России 12% здоровых детей. Остальные имеют какие-то отклонения, среди которых на первом месте – психоневрология, – подчеркнул он.

Вторая причина как раз и кроется в области психологии. Однажды Ямбург видел, как учительница сильно ругала ребёнка за дверью класса, а дети снимали это на видео. По его мнению, преподавателя просто довели дети, и причин этому может быть много. Например, педагог мог не знать, как работать с детьми с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности – Прим. Ред.).

– Для положительного решения вопроса не хватает психологов в школах, которые не только помогали бы ученикам, но и учителям объясняли, как работать с "трудными" детьми, – сказал Ямбург.

Другой немаловажной причиной конфликтов являются споры на религиозной почве. Ямбург предложил решать этот вопрос в диалоге: например, раз в четверть он сам собирает учеников 4-х классов для того, чтобы каждый рассказал о своей религии. На таких занятия педагог обязательно напоминает, что ни одна религия не учит ненависти. 

Православный ребёнок должен знать о существовании корана и о том, что это слово переводится как "смирение".Евгений Ямбург

Делиться переживаниями – это нормально

Сегодня в России тема буллинга не является табуированной, поэтому люди всё чаще и чаще делятся личными историями. Тяжелейший буллинг прошла актриса Яна Поплавская, известная по фильму "Красная шапочка" 1977 года. Начинающую актрису травили за большие глаза и рот. Помимо этого, её травил учитель по литературе. Ему не нравилось, что отец Яны был более образован, чем он.

- Мой учитель говорил, что я не смею открыто высказывать свои мысли, потому что у нас советское государство. Моя психика страдала. Так же было и с моими детьми. Ребёнка я перевела в другую школу, потому что дети и учителя называли его толстым, – поделилась Яна.

Евгений Ямбург тоже вспомнил историю из детства. Как-то в 4-ом классе его оскорбил одноклассник по национальному признаку, после чего он схватил вилку и воткнул обидчику в живот. После этого Ямбург был исключён из школы.

– Не думаю, что это было хорошо, но с тех пор больше никто ко мне не подходил с подобными вопросами, – сказал он.

Сына Ксении Мишоновой в первом классе буллила девочка. Будучи его партнёром по парте, она говорила, что он глупый. Он был самым младшим в классе. Тогда Мишонова попросила отсадить девочку.


Личный опыт

Проблема буллинга коснулась и автора этого материала. Начиная с 5-6 классов мальчики постоянно придумывали мне новые клички, идеи для которых рождались у них из-за моих кудрявых волос или не совсем ровных зубов. Из-за этого я даже не стала ставить брекеты (о чём сильно жалею сегодня). Ведь это был бы новый повод для издёвок. Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стала история, когда ребята встретили меня после школы, смеялись и кричали, что наша машина стала слишком старая и уродская. Сначала не поняла, в чём дело. Но когда пришла туда, где меня всегда ждала мама, увидела нашу сильно разбитую "Ниву" и заплакала. Оказалось, в тот день мама попала в аварию, врезалась в столб на перекрёстке у школы. Разозлившись на одноклассников, я решила активно заниматься волейболом и собирать свою команду единомышленников в школе. Я достигла большого успеха в этом спортивном начинании. Я сделала определённые выводы о людях и старалась дружить только с хорошими ребятами. Через пару месяцев заслужила "уважение среди врагов".


Свет в конце тоннеля

– В сравнении с 2018 годом (137 обращений), сейчас, за 10 месяцев 2022 года, всего 30. И это при том, что прирост детского населения за прошлый год составил 180 000 человек, а в школах обучается около миллиона детей. Поэтому я считаю, что служба медиации работает, и нужно повышать квалификацию учителей и родителей. Совсем недавно удалось договориться с министром образования Московской области Ильёй Бронштейном о создании антибуллинговой хартии, эдакого меморандума о бесконфликтной среде. Также должна заработать горячая линия, которая разъяснит детям и родителям, как справляться с подобными ситуациями, – заключила Ксения Мишонова.