Сегодня утром 18-летний Тимур Бекмансуров открыл стрельбу в Пермском государственном университете. По предварительным данным, он успел убить 8 человек.

Студент ПГНИУ готовился к нападению с десятого класса, тогда он начал копить деньги на покупку оружия. В этом году ему исполнилось 18 лет, и он сразу же отправился получать необходимые документы и гладкоствольное ружье.

20 сентября 2021 года Тимур зашёл на территорию кампуса Пермского университета и открыл стрельбу ещё на улице. Некоторые студенты успели закрыться от нападавшего в аудиториях, некоторые выпрыгивали из окна.

Журналист Metro связался с сотрудником силового ведомства и выяснил, как людям лучше вести себя, если они оказываются в подобной ситуации.

– Что делать?
– Вариант на самом деле один – убегать. Других вариантов нет. Во-первых, потому что чисто технически отработать вооружённого человека – это очень сложно. Только в фильмах все там крошат налево и направо. В жизни даже для очень подготовленных людей данный вопрос спорный. Оружие на то и придумано, чтобы тебя не могли убить, а ты мог. Во-вторых, чисто психологический аспект. Тут нужно иметь либо большой боевой опыт, либо специальный характер, который позволит принять соответствующее решение и наброситься на человека с оружием. Как показывает практика, среди неподготовленных людей об этом можно и не говорить, потому что людей с таким характером один на 100 тысяч. Чаще всего люди впадают в оцепенение, когда слышат боевую стрельбу, видят кишки, кровь и то, как люди вокруг умирают. А они ведь умирают совсем не как в фильмах, а очень некрасиво – хрипят, у них в 90% случаев задирается одежда, становятся видны раневые каналы. В общем, это на самом деле тяжеловато видеть с непривычки. Поэтому очень неплохо бы в такой ситуации успеть убежать.

– Куда бежать?
– Куда угодно. Надо стараться как можно быстрее разорвать дистанцию. Все вот эти "пассажиры" стреляют из гладкоствольного оружия [оружие, имеющее ствол или стволы только с гладкими каналами (в основном применяется для охоты). – Прим. ред.]. И если для нарезного оружия [огнестрельное оружие, имеющее винтовые нарезы в канале ствола для придания пуле вращательного движения. – Прим. ред.], грубо говоря, что 5 метров, что 105 – разницы никакой, то для гладкоствольного оружия дистанция имеет значение. Допустим, если на 5 метрах человека картечь в фарш разбирает, то на 20 метрах уже есть шанс выжить. Гладкий ствол очень быстро теряет убойную силу.

– А если лечь на пол?
– Если человек идёт тебя убивать, то это не спасёт. Это, конечно, лучше, чем остаться стоять и смотреть на него. Но если он знает, что ему нужно, и идёт убивать, то что ты лёг на пол, что не лёг – какая разница. Знаете, в чем заключается парадокс? У нас все боятся нарезного оружия, для которого нужен стаж 5 лет, пистолеты запрещены и так далее. Но заявляю как профессионал: если бы у нападавших был пистолет, то жертв было бы меньше. Потому что из нарезного оружия надо именно попадать, то есть там всего лишь одна пулька. И чтобы убить человека, нужно попасть в жизненно важный орган. Опять же, для человека без боевого опыта это не так просто, как кажется. В гладком же стволе он стреляет по площадям. Допустим, с 5 метров он накрывает там плюс/минус полметра квадратных. То есть целиться почти не надо, просто навёл в район человека – и что-нибудь в него да заедет, пусть не вся картечь, но, допустим, половина осыпи. Для человека без средства индивидуальной бронезащиты этого более чем достаточно.