- Говорят, сегодня роль видеооператора важнее, чем еще несколько лет назад, почему?
- Мне кажется это связано с тем, что мир стал более визуальным, ты рассказываешь историю в первую очередь через изображение, потом уже через звук. Раньше было наоборот. Возможно, это временно, но сейчас так: ты взглянул на секунду на экран, и уже можешь рассказать, что за человек там изображен, что он любит, о чем думает. Плюс ассоциации с картинами, знакомыми образами -  это оператор тоже держит в голове. 

Есть и более прикладная сторона: съемочное время, количество техники, операторская группа, это самое дорогое в видеопроизводстве, поэтому здесь оператор должен быть точен, взять не больше и не меньше, того, что будет необходимо для реализации задумки. Ни продюсер, ни режиссер зачастую этого просто не смогут предугадать и точно посчитать.

Станислав Ваганов.

Станислав Ваганов.

Предоставлено героем публикации.

Фото:

- Нужно ли сегодня снимать с прицелом на соцсети и вирусность? Если да, то как это учитывается во время съемок?
- Безусловно, нужно снимать с пониманием, где и как будет потом транслироваться работа, будь то огромный экран на концерте или телефон, расположенный вертикально. Сегодня технические возможности позволяют закрывать эти моменты очень просто и быстро. 

- Как устроен съёмочный процесс с момента появления идеи до ее реализации?
- Зачастую это очень индивидуально, ведь это как общение с людьми: где-то ты сразу находишь общий язык, где-то ты соблюдаешь уйму формальностей, чтобы достигнуть какого-то компромисса. То есть бывает так, что идея родилась в обсуждении, потоке, поиске и все это подхватили, всем понравилось, вы быстро ищете техническое решение и уже послезавтра снимаете.  Но иногда процессы строятся совсем иначе, по более бюрократическим моделям. Тогда вам необходимо выполнить задание, есть твердый сценарий и ты в рутинных поисках подходящей локации, чтобы раскрыть замысел режиссера или артиста, и не всегда есть возможность повлиять на замысел.

- Чем отличаются сьемки музыкальных клипов сегодня и 10 лет назад?
- Мне кажется, основное отличие - разнообразие, насыщенность, как идеями, так и визуальными средствами даже в рамках одного произведения. Обоснованно это тем, что клипов стало сниматься намного больше, быстрее, благодаря развитию технологий. Сегодня зритель не готов смотреть на то же самое, что он видел вчера. Режиссеров и артистов это стимулирует придумывать всегда новые ходы. Из нового - тенденция на минимализм, отсекание лишнего, порой сьемка на пленку. Это все отражается на изображении. 

-  Оператор как-то вовлечен в работу с артистом?
- Сегодня многие артисты обладают профессиональным взглядом на клипы, поэтому артист должен тебе в первую очередь доверять как профессионалу. Люди шоу-бизнеса хотя всегда выглядеть круто, вне зависимости от образа, и задача оператора дать им эту возможность, ну и конечно выполнить задачу режиссера.

Доверие достигается не только тем, что ты можешь мастерски поставить свет, композицию и работаешь с техникой как Бог, но и в психологических моментах. Артист может легко вспыхнуть, если ему что-то не нравится, ты как профессионал должен уметь предугадывать и переводить появляющийся негатив в шутку или проявить дополнительную заботу. Это часто помогает работе на результат.

- Кто-то из звезд запомнился особо?
- У меня есть отличный пример работы с Александром Реввой ака Артуром Пирожковым. Он человек, который глубоко разбирается во всех этапах производства и с режиссерской, и с операторской стороны. На первых порах, он часто заглядывал в экран, просил показать ту или иную сцену, объяснял если ему что-то не нравилось, мы вместе обсуждали как улучшить, вытянуть самое лучшее из сцены. Но с каждым совместным клипом таких правок становилось все меньше, появилась сработанность, доверие и общий вайб, мы вместе с артистом и режиссером хорошо понимали, что мы делаем и для чего.

Съемки клипа Артура Пирожкова (Александра Реввы).

Съемки клипа Артура Пирожкова (Александра Реввы).

Предоставлено героем публикации.

Фото:

- У каждого оператора или режиссера за годы работы накапливается много невероятных историй, когда что-то пошло не так…
- Сложности - неотъемлемая часть съемок, чтобы все пошло по плану - это из разряда фантастики. Вот не так давно мы снимали клип и стояла сложная задача: сделать минутный кадр на авторобот (это автомобиль с краном на крыше, на который устанавливается камера), однако закатный свет, который хотел режиссер, длился всего несколько минут. Мы отрепетировали и уже были готовы снимать, как пошел мощнейший снегопад. Это никак не входило в творческую задачу и нам пришлось ждать, когда он закончится, а после его окончания стемнело, но мы прямо во время съемки заказали квадрокоптер со светом. У артиста только один вечер, переснимать нереально. Мы запустили коптер над игровым автомобилем и получили необычный эффект, который оказался еще и творческой находкой.  

Или тоже зимняя история, когда мы снимали рекламный ролик для автомобильной марки Porsche на Байкале в минус 30 мороза.  Автомобили покрылись пылью, которая примерзла. Ближайшая мойка была в 170 километрах. Художники-постановщики поняли, что можно отмывать машину кипятком. Одного ведра, например, хватало, чтобы отмыть одно колесо. Для скорости всей съемочной группе и даже режиссеру пришлось участвовать в импровизированной мойке. Мы таскали ведра из отеля, и оттирали машины (для кадра их нужно было две), чтобы они не успели покрыться льдом.

Съемки рекламного ролика для автомобильной марки Porsche на озере Байкал.

Съемки рекламного ролика для автомобильной марки Porsche на озере Байкал.

Предоставлено героем публикации.

Фото:

Но иногда, я и совершенно иные профессии осваиваю. Мы были на съемках автомобильной рекламы Honda в горах и уже на освоении (финальная подготовка локаций перед съемкой) мы узнаем, что актера не согласовали и времени нет выбрать нового и привезти его на Алтай. Клиент вспомнил, что ему понравился типаж оператора, и режиссер предложил мне сыграть как актеру, это был забавный опыт. Я выставлял кадр, режиссер брал камеру в руки и снимал как я выполняю его задачи уже как актер. Это была моя первая минута славы (смеется)

Когда я снимал шоу "Гонщики. Звездная битва" для телеканала "Пятница", первым испытанием для участников была полоса препятствий в горном лесу. Это испытание снималось полностью в реальном времени, чтобы сохранить соревновательный градус шоу. Все встали на старт, операторы по точкам пиротехники были наготове, чтобы сделать дымовую завесу перед самым стартом, чтобы в кадре была интересней и ярче перспектива. Я командую: "Старт!". Гонка началась, а пиротехник с дымовой шашкой, который должен был пробежать в самом начале старта, провалился в овраг! Я тут же сориентировался, зажег дымовую шашку и побежал по маршруту гонки. В итоге все получилось, как надо. К счастью, пиротехник не пострадал.

- Как на ваш взгляд будет развиваться индустрия, особенно если музыкальные каналы уже не смотрят так, как раньше?
- Помимо современных технологий, такие как XR (расширенная реальность), Deep Fake (замена лица), которые все сильнее внедряются в кинопроизводство и клипы, также на мой взгляд никуда не денутся истории о людях, снятые просто, но с проработанными образами, метафорами. 

У меня есть стойкое ощущение, что есть тренды, а есть вещи, которые не надоедают, они всегда актуальны. Например, сейчас многие возвращаются к съемке на пленку, я так же не остался в стороне. Пленка меня привлекает пластикой изображения, своей фундаментальностью и тем, что ты должен глубоко продумывать каждый кадр, ты не можешь без остановки снимать как на цифровую камеру. Так что в этом плане - мы увидим изменения с точки зрения нарратива, но классический подход из кино не уйдет, есть много историй, для которых другой тип киноязыка не будет воспринят. 

Станислав Ваганов.

Станислав Ваганов.

Предоставлено героем публикации.

Фото:

- Что самое классное в твоей работе?
- Мне нравится, что я могу работать в разных жанрах, знаю классическую школу и открыто, с большим любопытством погружаюсь в инновационные, смелые проекты. Мир съемок интересен тем, что в нем сталкиваются еще и совершенно разные люди, как по возрасту, так и по интересам. Мы подпитываем друг друга, подталкиваем создавать всегда что-то новое, экспериментировать.