В апреле этого года в прокат вышел военный эпик "1941. Крылья над Берлином" о забытой военной спецоперации, когда советские войска в августе 1941 года бомбили Берлин. Сергей Пускепалис сыграл в картине реального военачальника Семёна Жаворонкова. "Крылья" пополняют коллекцию современных российских военных фильмов. Кажется, их снимают немало, но у Сергея Пускепалиса другое мнение, которым он поделился с Metro.

- Нашу газету раздают людям в метро. Вы бываете в метро?

- Конечно.

- Правда? А то российские звёзды обычно довольно снобистские. 

- Так я же не звезда. Знаете, как появилось это понятие? Голливудские студии давали объявления и напротив имени актёра, который понравился, рисовали звезду. Это очень простое бухгалтерское обозначение, которое более-менее отличает от общей массы.

- Я не знала об этом, спасибо, что рассказали. Спрошу о "Крыльях". У вас далеко не первая роль человека военного, из “органов”. Вам нравятся именно такие персонажи?

- Наверное, это нравится режиссёрам, которые мне предлагают их играть.

- А вам?

- Мне тоже очень нравятся. У меня много друзей этого круга. Я дорожу их мнением, в том числе по поводу того, что получается на экране. Для меня это честь всегда. Костя (режиссёр “Крыльев” Константин Буслов. – Прим. ред.) предложил мне сценарий и сказал это сыграть, что я и сделал, в чём совсем не раскаиваюсь и даже горжусь.

- С Константином у вас как будто дружеские отношения?

- Я вам открою секрет, что у меня такие отношения со всеми режиссёрами. Иначе я не смогу решать творческие задачи. Всё получается, если человек приятен мне, если мне с ним интересно, если он меня каким-то образом обогащает. Мы-то что? Снялись и ушли, а он дальше начинает фильм из этого делать. 

- Снялись и ушли? Вы не “болеете” ролью, не думаете о ней ночами?

- Нет. И если я такое встречаю от актёров, когда сам снимаю фильм, я это пойму. Зачем это нужно? Это трата КПД. Приходит ко мне артист сниматься – всё, он снялся – хорошо, он своё дело сделал и пусть думает о другом. Вот в театре совсем другое дело. В театре нужно всё время о роли переживать, каждый спектакль – это новая акция. 

- Театр вы ставите выше, чем кино?

- В каком-то смысле да, потому что театр – это актёрский вид искусства, а кино – чисто режиссёрский. 

- У вас всё же есть какие-то любимые кинороли?

- Нет. Я ко всем очень хорошо отношусь. Я не такой умный, чтобы прямо: “О!”  Все по-своему мне дороги. 

- Я считаю, что вы невероятно обаятельный.

- Спасибо. Но толстый.

- "Толстый и красивый", как говорила Эллочка-людоедка. Особенно в "Простых вещах".

- Тогда я был худой!

- И ваш персонаж был из серой зоны морали, но вы всё равно сделали его очень обаятельным. Режиссёры делают ставку на ваше обаяние?

- Наверное. Всё в жизни присутствует.

- Про "Крылья" снова. У нас сейчас стали снимать очень много военного кино…

(Перебивает.) Мало! 

- Почему вы считаете, что нужно больше?

- Потому что там чёткий яркий пример, не нужно ничего из головы выдумывать. Это всё наша история, благодаря которой мы сейчас с вами живём и общаемся. Россияне, русские, мы такие скромные всё время! Мы даже победу начали праздновать только в 1965, кажется, году. Нам казалось: “Ну победили и победили. Двадцать семь миллионов положили в землю, чего уж теперь”. Это же серьёзнейшее испытание, которое мы преодолели! А мы всё время скромные такие, стеснительные, деликатные. Так нельзя.

- Нам нужно больше военного кино, чтобы мы перестали быть скромными?

- Чтобы мы знали себе цену. Мир стоял на пороге гибели, вообще тотальной. Две недели назад немцев от Москвы отогнали (вероятно, имеется в виду годовщина даты. – Прим. ред.). Вы представьте себе, вы это осознайте! Нам всё кажется, что это не с нами, это когда-то было… Я не могу мерять, больше или меньше нам нужно военных фильмов, но хороших качественных – да, они нужны. Надо снимать, насколько хватит таланта и денег. И не волноваться, что мы перекормим зрителя. Не перекормим. Если военное кино свидетельствует о наших возможностях, это здорово. 

- У вас есть современный любимый военный фильм, снятый в России?

- “Жизнь и судьба” Сергея Урсуляка. Правда, я в нём снимался. Мне кажется, прекрасное кино. 

- Но ему, если не ошибаюсь, уже десять лет. А с тех пор что-то появилось? 

- “Битва за Севастополь” неплохой фильм. 

- На пресс-конференции вашего фильма говорили о советском военном кино, без упоминаний которого редко обходятся современные режиссёры. Я убеждена, что советские шедевры о войне, как "Восхождение" Ларисы Шепитько или "Двадцать дней без войны" Германа, – фильмы антивоенные. Потому что запредельно мрачные и показывают кошмар войны. "Крылья над Берлином" – это военный фильм или антивоенный? 

- Все фильмы, которые мы должны снимать про войну, – это предупреждение не только нам – всем вокруг. Кто нагнетает, кто участвует в формировании каких-то процессов. Война – это крайняя степень человеческих отношений. И если до этого доходит… Да, наш фильм антивоенный, потому что он предупреждает.