- Кто такой саунд продюсер и как он работает с артистом?
- Современный саунд продюсер – это такой "человек-оркестр" - он и звукорежиссер, и аранжировщик, и мульти-инструменталист. Плюс все это помножено на опыт, вкус и интуицию. Все эти нюансы крайне важны, ведь именно саунд-продюсер определяет звучание вашего любимого артиста. Подбор инструментов, которые хорошо звучат друг с другом, их "лэеринг" (соединение разных по характеру слоев), это все мелочи, поиск которых занимает огромное количество времени. Лет 7 назад я работал в студии в Джексонвилле, где в свое время писала первое демо начинающая группа Limp Bizkit. И там под потолком были развешаны гитары самых известных брендов всех времен и народов: Fender, Gibson, Gretsch, Danelectro и т.д. И они там для того чтобы всегда быть под рукой у музыкантов и их продюсеров, чтобы всегда можно было экспериментировать со звуком

- Как ты пришел в профессию?
- С детства мечтал стать профессиональным музыкантом. После школы музыкальное училище, а позже питерская консерватория Римского-Корсакова по классу классической гитары.  И все эти годы обучения я пытался писать музыку, сначала легкие аранжировки, оркестровки, потом попытки подражания кумирам в разных жанрах. Еще будучи студентами, мы с друзьями организовали ансамбль "Экспромт", и вот там я уже начал писать музыку и аранжировки для нашего коллектива, с которым мы объездили если не полмира, то две трети Европы это точно. Еще позже меня качнуло совсем в другую сторону, и я собрал ню-метал группу Pitz Bull, где продолжил сочинять, аранжировать и записывать новую для себя музыку, параллельно помогая моим многочисленным друзьям и их группам. И вот как раз в это время я обнаружил для себя насколько это захватывающе, собирать воедино разные инструменты, звуки, шумы и т.д. В общем, постепенно я втянулся в то, что называется продюсирование.

- Как строится процесс?
- Очень по-разному, в зависимости от поставленных задач. Иногда музыканты приходят с уже готовым материалом и остается только хорошо свести его и может быть добавить немного "фишек". Иногда же есть только наброски песен и начинается работа практически "с нуля". Но бывает и настоящее творческое везение, например, во время работы над саундтреком к "Майору Грому" музыкальной команде блокбастера довелось работать с легендарным лондонским оркестром знаменитой студии Abbey Road, известной широкому кругу любителей музыки благодаря тому, что там записывались такие звезды как The Beatles, Pink Floyd, U2, Radiohead и многие другие.

Bо время работы над ремиксом группы "Мумий тролль".

Bо время работы над ремиксом группы "Мумий тролль".

Фото предоставлены героем публикации.

Фото:

- Можно ли из любого артиста сделать суперзвезду?
- Ну может конечно не из любого, но в этом и есть сверхзадача саундпродюсера: найти и развить самые выигрышные стороны артиста, понять, а иногда и объяснить ему,  в чем его преимущества. Привнести в звучание материала нечто особенное, выделяющее его из общей массы начинающих музыкантов. А здесь в помощь идет и правильный подбор инструментов, и вокальные приемы, и аранжировка. И вот весь этот набор приемов со стороны саунд-продюсера и ведет к появлению "звездного" материала. Но оговорюсь, конечно же, изначально любая песня должна быть потенциальным хитом, который мы стараемся довести до ума.  А дальше вступают в действия маркетинг, менеджмент и, конечно, удача!

- Какими качествами должен обладать артист, чтобы добиться успеха?
- Я думаю, прежде всего харизмой. Существует огромное количество людей, которые хорошо поют, у них хороший голос, но они не цепляют аудиторию. Профессионализм при этом, конечно, никто не отменял.

- Расскажите, как строится работа с артистом или группой?
- Все зависит от степени готовности материала до начала работы. Ведь в сферу деятельности саундпродюсера входит почти все: отбор композиций, помощь в редактировании уже готовых мелодий, помощь музыкантам в студии советом, где и как сыграть, последующая работа со звукорежиссером для контроля нужного "саунда" группы. Все это требует крайне гибкого подхода к разным артистам.

Например, группа Shortparis ребята очень атмосферные, очень театральные, и это напрямую отображается в их музыке. Много эффектов, очень богатая палитра звуков. И в данном случае нам с Романом Уразовым пришлось потратить много времени на то, чтобы расставить это все по своим местам. Все это должно работать прежде всего с голосом Николая Комягина, солиста группы. А бывает работа  и совсем другого плана: во время сведения музыки к фильму "Майор Гром: Чумной доктор" наша задача была соединить воедино живой оркестр, оркестр компьютерный, электронные сэмплы а так же развести весь звук под стандарт для кинотеатров, так называемый "Surround Sound 5:1", что было для нас абсолютно новым вызовом.

- Случались ли интересные ситуации при работе с артистами?
- Конечно случались. Например, при работе над песней "Храм" группы Pitz Bull у нас никак не получалось найти правильное звучание гитар в середине песни. И в процессе работы стало понятно, что нужно легкое глушение струн, но не рукой, это слишком грубо. Тогда я сдернул с себя носок и вставил его между струн. Так получился один из главных фрагментов в этой песне

- Сегодня многие творческие люди опасаются будущего, в котором искусственный интеллект сможет заменить живого творца. Не ощущаете беспокойства по этому поводу?
- Широко известен стал недавний проект "Новый Рембрандт" когда нейросеть, проанализировав сотни полотен великого художника, нарисовала новый портрет "в стиле" мастера. Однажды нам стало интересно можно ли как-то эти новшества использовать в музыкальных проектах.  Мы с моим другом и коллегой Романом Уразовым попробовали (скорее в шутку, чем всерьез) применить ИИ во время работы над ремиксом группы "Мумий Тролль". Но, надо признаться, что из нескольких десятков сгенерированных идей основная масса оказалась около музыкальным набором нот, требующих очень серьезной доработки человеком. Такая же история повторилась позже во время работы над альбомами групп Копенгаген и Shortparis. Что-то получилось удачно, что-то нет. Но наиболее интересной получилась работа с совершенно другой музыкой. Где-то год назад я узнал об эксперименте, проведенном одним композитором для оркестра Юрия Башмета, когда он попытался с помощью ИИ написать новую пьесу для маэстро. И вот я решил повторить этот эксперимент для своих давних коллег из ансамбля "Экспромт". После нескольких попыток получилась довольно необычная пьеска в стиле современных композиторов. Но опять же, потребовалась довольно серьезная переработка того материала, который нам выдала нейросеть. В общем, пока ИИ в плане написания музыки, мягко говоря, не совершенен. Но в то же время это крайне интересно в качестве неожиданного взгляда на музыкальный материал, взгляда, который человеку не свойственен, и живой композитор так никогда бы не написал. Поэтому определенная свежая кровь в этом есть.

- Какие у искусственного интеллекта перспективы в музыкальной индустрии?
- Давайте так: я бы разделил всю музыку на творческое искусство и то, что я называю "прикладной" музыкой. Я думаю, во втором случае, фоновая музыка в гипермаркетах или третьеразрядная реклама на ютьюбе достаточно скоро будет создаваться с помощью ИИ, но не профессиональная музыка, которая опирается на образование, талант, вкус, опыт, эксперименты и случайные находки. Может быть, лет через 10-15 нейросеть сможет проанализировать все пьесы Джона Вильямса и создать что-то "в духе". Но как она сможет сделать так чтоб эта музыка появлялась в нужном месте в фильме и именно этот момент пробирал зрителей до мурашек?