В список номинантов самой престижной фотографической премии мира World Press Photo вошла серия "Потерянный рай" (Paradise Lost) Валерия Мельникова. Осенью 2020 года российский фотограф посетил Нагорный Карабах во время вооружённого конфликта.
- Интересно узнать истории ваших фотографий.
- Какой-то особенной истории за каждым кадром нет. На всех снимках – местные жители Нагорного Карабаха. Съёмка вообще была в разное время. Дело в том, что у меня было две поездки. Первая – в начале конфликта в октябре, во время острой фазы, когда была война. И вторая поездка была, уже когда Армения и Азербайджан заключили перемирие. И бОльшая часть фотографий снята именно во время второй поездки, когда армяне должны были покинуть территории, которые переходили под контроль Азербайджана, согласно заключённому договору.
- Где вы познакомились с Анушаваном, который на вашем снимке стоит в гранатовом саду со старым автоматом Калашникова?
- В селе Ухтасар, которое, как я выяснил позже, тоже перешло под контроль Азербайджана. Я был там в октябре. Просто приехал в этот посёлок, который находился на условной линии фронта, чтобы посмотреть, как там люди живут, остались ли вообще жители и что происходит в селе. Я встретил мужчину, он пригласил во двор своего частного дома, у него оказался большой гранатовый сад. Собственно, там у большинства людей если есть свой частный дом, то, скорее всего, будет и гранатовый сад – 10, 20, 50 гранатовых деревьев. Ну и в какой-то момент Анушаван ушёл в дом, а вышел из него уже с автоматом, говорит: "Вот, я могу себя защитить". Он не военный человек, не ополченец, не волонтёр, он просто местный житель, у которого был автомат. Вообще там у многих жителей есть оружие.
- Я знаю, что раньше вы ездили в Донбасс. Не боитесь ли за свою жизнь в таких поездках?
- Мне однажды военный один в Донбассе сказал: "Ты не услышишь ту пулю, которая тебя убьёт". Понятно, что какие-то ситуации бывают. Как и всем людям, бывает страшно, да. Но я научился с этим жить. Ну, понятно, что в этом состоянии сложно что-либо делать, но это не то состояние, в котором ты находишься всё время. То есть бывают какие-то промежутки времени, определённые моменты, но не всё время.
- А перед поездкой вы как-то определённо настраиваетесь морально?
- Нет. После 5 лет поездок в Донбасс (ещё до этого были другие поездки, другие истории) для меня это стало чем-то привычным. Хотя, естественно, если ты не бываешь регулярно в зоне военных действий (например, у тебя перерыв полгода) и вдруг попадаешь заново туда, то необходимо время на адаптацию. Но просто с каждым разом время на адаптацию сокращается, его нужно всё меньше, меньше и меньше. Всё зависит, конечно, от ситуаций, но в целом как-то привыкаешь. Почему человека охватывает страх? Потому что он не знает, что будет происходить в следующий момент. А когда у тебя появляется опыт и ты понимаешь, как себя вести в определённой ситуации, что может последовать за ней, становится менее тревожно.
- Вы дважды становились лауреатом премии World Press Photo. В этом году, получается, уже в третий раз. Я обратила внимание на некую символичность, потому что в 2021 году вы номинированы сразу в трёх категориях: "Главные новости/серии", "Фотоистория года" и "Фотография года". Верите ли вы в магию цифр?
- Нет (смеётся). Вот вы мне сказали, я только сейчас на это обратил внимание. Для меня это настолько условная вещь. Здорово просто, что работа была замечена и вышла в состав победителей. А это значит, что она попадает в выставки, которые World Press Photo проводит по всему миру. То есть гораздо бОльшее количество людей увидит эти фотографии. Ну и, возможно, кого-то они заставят задуматься о чём-то в своей жизни.
Ранее Metro писало о том, что названы номинанты на премию World Press Photo.