Недавние публикации видео с издевательствами и насилием над заключёнными со стороны сотрудников ФСИН лишний раз подтвердили необходимость ускорить работу над реформой в уголовно-исправительной системе, которую ведёт Совет по правам человека (СПЧ) совместно с Минюстом.

Они готовят обновлённый свод правил внутреннего распорядка для тюрем и изоляторов. Обновление направлено на то, чтобы не просто облегчить жизнь угодивших за решётку, но и помочь им оставаться полноценными (насколько это возможно) членами общества.

Пережитки прошлого

По словам представительницы СПЧ и одной из разработчиц данной инициативы Евы Меркачёвой, многие порядки, существующие в российских тюрьмах, категорически устарели и относятся скорее к пережиткам советского прошлого, чем к необходимым правилам.

– Сейчас взыскание могут дать за то, что у человека, например, не застёгнута верхняя пуговица, или за то, что он не поздоровался 25-й раз (а в колониях заключённых заставляют здороваться с инспектором каждый раз, когда они его видят). Очень много таких вещей, которые граничат с абсурдом. И каждое взыскание за несоблюдение некоторых маразматических правил может в итоге негативно отразиться при рассмотрении ходатайства об УДО, – пояснила правозащитница Metro.

Она добавила, что вместе с новым сводом правил заключённые получат также расширенный список вещей, разрешённых для передачи. Но главное, что будет усовершенствована система встреч и общения с родными.

– Мы просим увеличить количество свиданий. В новых правилах будут прописаны видеозвонки. Сейчас это кое-где практикуется, но не в обязательном порядке. Мы же хотим сделать, чтобы в каждой колонии были видео таксоматы, чтобы человек мог увидеть близких, которые по разным причинам не могут приехать на личное свидание, – рассказала Меркачёва.

Женщины как колхозницы

По новым правилам будет увеличена норма вещей – того казённого имущества, которое выдаётся администрацией колонии заключённым.

– Там будут прописаны все нюансы, вплоть до материалов, из которых изготавливается одежда. Женщины будут более прилично одеты, чтобы они не выглядели как колхозницы. У нас ведь в СИЗО можно одеваться как пожелаешь, а в колонии все ходят в робе.

Новые правила коснутся не только колоний и следственных изоляторов, но и исправительных центров, которые призваны помочь осуждённым не замыкаться в тюремной жизни, но по факту являются сомнительной альтернативой.

Работодатели ставят крест

Помимо правил внутреннего распорядка в СПЧ ведут работу над законопроектом-апробацией, предусматривающим внедрение специальной системы, которая будет направлена на соцадаптацию осуждённых и подготовку их к жизни на свободе.

– Если законопроект примут, то это станет громадным шагом нашего государства на пути к созданию условий, при которых бывшие заключённые не будут возвращаться за решётку, – считает Меркачёва. – У нас сейчас рецидив составляет порядка 30%, потому что эти люди выходят из тюрьмы и оказываются никому не нужны. Они не могут устроиться на работу, поскольку сейчас даже у самой маленькой конторки есть служба безопасности, которая, как только видит, что человек судим, сразу ставит на нём крест. Бывшие заключённые не знают, как пользоваться проездными карточками и банкоматами, как зарегистрироваться на портале Госуслуг, чтобы получить какую-то справку. Им проще снова совершить преступление и вернуться в тюрьму, потому что там всё знакомо.

"Соцработники рассказывают им, как мир изменился, учат пользоваться новыми технологиями, помогают с жильём. Таким образом, когда человек выходит, у него есть работа и, самое главное, есть куда идти", Ева Меркачёва, одна из разработчиц инициативы

30% отсидевших возвращаются обратно в тюрьмы, потому что на воле они никому не нужны.