Российские потребители постепенно лишаются возможности покупать модные вещи и косметику в иностранных магазинах. Это касается не только физических площадок, но и онлайн.

Из-за приостановки обслуживания в России популярных платёжных систем Visa и Mastercard, а также отключения страны от SWIFT россияне не только не могут совершать покупки, но и не способны получить денежные возвраты за отменённые со стороны продавцов заказы.

В группе популярного британского ретейлера Asos во "ВКонтакте" сотни пострадавших и тысячи комментариев возмущённых людей. Одни не могут оформить возврат неподошедших товаров, другие, кто успел отправить возврат или чей заказ не был отправлен из магазина и отменён, уже несколько недель ждут возврата уплаченной суммы и не знают, получат ли они её когда-нибудь.

С похожими проблемами столкнулись покупатели онлайн-платформы люксовых товаров Farfetch и интернет-магазина Yoox. На Telegram-канале последнего о проблемах заявило более 750 человек. "Возврат денег получили единицы, и то по чарджбэку от банков", – пишет пользовательница Надежда Попова. Но не всем пострадавшим так везёт – судя по комментариям, некоторые банки отказывают клиентам в заявке на чарджбэк. 

– Это ответственность не банка, а магазина. Деньги уже на его счету, – объясняет независимый финансовый эксперт Алёна Никитина.

По её словам, на данный момент банковские переводы из-за рубежа и за рубеж невозможны. Но уже сейчас появляются новости о том, что бренды готовы вернуться в Россию. Компании вовсе не хотят терять наш рынок, и есть смысл месяц потерпеть.

– В любом договоре оферты есть пункт о форс-мажорной ситуации, а сейчас явно происходит именно она, – пояснила Алёна Никитина. – Это не бешеные миллионы для компаний, а ерундовая сумма, которую они вернут при первой возможности.

Что же касается позиции  официальных органов, то в Роспотребнадзоре советуют обращаться в международную организацию защиты прав потребителей на сайте icpen.org, через который можно отправить претензию продавцу. В этом случае, советует юрист и судебный эксперт Юрий Капштык, лучше начать с изучения информации на сайте онлайн-продавца:

– Зачастую интернет-магазины работают в онлайн-пространстве и прописывают, что местом рассмотрения любых исков является страна регистрации данного магазина. Если такого пункта нет, вы вправе обратиться в суд России по месту жительства с иском о защите прав потребителя, что такая-то интернет-площадка, получив от вас денежные средства, не выполнила свои обязательства.

Тем, кто не может сидеть сложа руки и хочет хоть каких-то подтверждений, что деньги вернутся на счёт, Юрий Капштык предлагает написать в сам интернет-магазин: ретейлерам необходимо отправить скриншот заказа и подтверждение о переводе денег на счёт магазина.


Перестали работать онлайн

  • Adidas
  • Victoria’s Secret
  • Reserved
  • Levi’s
  • Tommy Hilfiger
  • OYSHO
  • Calvin Klein
  • Zara
  • Puma
  • Massimo Dutti