В Севастополе открылся международный фестиваль документальных фильмов и телевизионных программ "Победили вместе".

Участие в нем принимают более 200 режиссеров, актеров и сценаристов. Заявки на фестиваль пришли из 38 регионов России и 35 стран мира: США, Китая, Израиля, Швеции, Южной Кореи, Австралии, а также Европы. Всего в конкурсной программе 88 фильмов и телепрограмм, которые зрители впервые увидят в Севастополе.

Корреспонденту Metro удалось поговорить с режиссерами картин документального жанра и узнать, без чего их творения не могут состояться и как найти подход к главному герою.

Ибадылла Аджибаев, Киргизия
Если хочешь сделать хороший фильм – нужна сильная история. Нельзя просто снять ленту о том, кто тебе нравится. У героя должен быть характер, яркий жизненный путь. Без этого ничего слепить не получится. В целом, документальный фильм строится на трех важных компонентах: герой, тема, история.

В работе с главным героем тоже есть свои хитрости. Я сперва снимаю его так, чтобы он привык к камере. Но потом говорю ему: "Все, камера выключена". Тогда человек расслабляется, однако съемка в этот момент продолжается. Герой полностью раскрывает свою душу, что и дает мне сделать хороший фильм. Во время работы над "Учителем", которого я представил на фестивале, мне понадобилось три дня, чтобы добиться доверия к себе.

Ибадылла Аджибаев, Киргизия.

Ибадылла Аджибаев, Киргизия.

Дарья Есенина, "Metro"

Фото:

Виола Фарингер, Швеция
Когда я начинаю снимать документальный фильм, у меня должна быть история, которую я хочу рассказать. Много у тебя денег или мало, ты должен быть влюблен в то, что хочешь донести зрителю.

Люди, которых ты снимаешь, должны тебе полностью доверять. Однажды мы делали фильм о женской проституции в Мексике. Героине ленты было непросто. Мы убедили ее в том, что я предельно честна и хочу показать ее историю, как есть. Также мы обеспечили ее собственную безопасность. Еще одна деталь: при съемке документального кино важно знать, когда остановиться. Если человек пытается держаться от камеры подальше, нужно это вовремя почувствовать.

Ульф Халтберг, Швеция (продюсер)
Во время работы над большими фильмами в жанре фикшн, мы всегда говорили с актерами о том, что было до той или иной сцены и что будет после нее. Это отличный инструмент для создания более яркого персонажа. Но в документальной ленте самое главное – контакт с героем, комфортная атмосфера для него. Я снимал довольно спорные картины: о Кубе, Чили, Мексике, Латинской Америке. И каждый раз придерживался вышесказанного.

Алон Маром (Израиль)
Документальный фильм – это интерес к жизни своего героя, восхищение им, любовь к нему. Если же человек вызывает негативные эмоции, то задача состоит в том, чтобы найти интригу в нем, что заинтересовало в этом герое именно тебя. Режиссер ищет в персонаже конфликт, пытается понять его мотивацию, мысли.

Страх героя перед камерой преодолевается дружбой с ним. Если герою комфортно с тобой, он расслабится и во время съемки будет видеть тебя, а не камеру. Я думаю, что перед началом работы над документальным фильмом нужно провести время с человеком. Он узнает тебя, ты - его.

Герой моего фильма "Гражданин К" - заключенный, авторитет. У него двое детей, которые уже выросли. Мне пришлось не раз просить его о съемке. К тому же, в его ситуацию вовлечено немало других людей, в том числе, полицейские. Были и те, кто отказывался с нами общаться. Мне понадобилось время, чтобы наладить контакт.

Алан Мором.

Алан Мором.

Дарья Есенина, "Metro"

Фото: