У моей работы, как и у любой другой, есть свои плюсы и минусы. Я общаюсь с очень интересными людьми – юношами и девушками, которые учатся в старших классах и собираются поступать в вуз. Нас объединяют общие интересы, потому что это будущие журналисты, дизайнеры, работники сцены, художники, филологи, преподаватели – творческие люди, – делится Наталия Токарева. – Однако я постоянно страдаю от "болезни всех учителей" – а именно проблем со связками. Иногда я разговариваю по 6–8 часов в день подряд, и у меня часто болит горло. Также я очень устаю за учебный год, и в конце мая – все мои друзья знают – я нервная, не хочу никого видеть, ни с кем общаться.

Кроме того, с одной стороны, я фрилансер, я сама выбрала этот путь, я ощущаю полную свободу, могу работать из любой точки мира. Но с другой стороны, я сама себе "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Я вынуждена сама составлять своё расписание, а это тоже достаточно сложная история. Мои ученики обычно очень заняты, и не всем удобно заниматься в одно и то же время. Я от них не отказываюсь и в ущерб своим делам – и даже иногда сну – ставлю уроки. Формировать расписание – скучная часть моей работы, но с опытом делать это становится легче.

Помимо всего прочего я ещё должна заниматься рекламой, сама искать себе учеников. И у меня есть такое явление, как "сезонность": я не работаю в государственном образовательном учреждении, у меня нет отпускных и почти нет учеников летом. И нужно с этим что-то делать и всегда об этом думать. Обычно я всё заранее планирую, но иногда случаются "проколы", которые могут стоить очень дорого.

Опять же если репетитор работает из дома, то он неизбежно сталкивается со своего рода одиночеством. По работе у меня в основном только онлайн-общение, и нужно как-то это восполнять. Я выделяю время для своей социальной жизни, но такая проблема есть. Это типичная сложность учителей, которые всё время проводят с детьми.

Но несмотря ни на что, я всё равно очень люблю свою работу. Я твёрдо убеждена, что приношу пользу своим ученикам. Я вижу, как ребята учатся, как у них появляется интерес к предмету, как быстро они растут".