Недавнее исследование, проведённое американской компанией Bankcell, показало, что всех людей сегодня можно условно разделить на две большие категории: на тех, кто предпочитает звонить, и на тех, кто предпочитает общаться сообщениями.

Вторая группа оказалась меньше, и почти все, кто вошёл в неё, принадлежат к поколению миллениалов – тех, кто родился с 1980 по 2000 год. То есть на стыке эпох цифровых и аналоговых медиа.

Оказалось, что этот незначительный на первый взгляд факт рождает большую проблему в коммуникации. Миллениалы в течение первой части своей жизни пользовались телефонами, а затем, после нулевых, начали пользоваться мессенджерами – и этот вид связи им пришёлся по душе гораздо больше. Звонки они стали расценивать как особенный вид связи, к которому они прибегают только в чрезвычайных ситуациях (поздравления, выражение соболезнований, звонки в экстренные службы). В то же время старшие поколения предпочитают получить звонок, а не сообщение. Они считают, что письма – это "долгосрочный" вид связи и отвечать на них "быстро, прямо сейчас" не стоит. В отличие от звонков.

Старшие смеются зря

Среди причин, по которым молодые люди отдают предпочтение сообщениям, оказались нежелание тратить время (если человек отправляет сообщение, то он может делать что-то параллельно, ожидая ответа); страх услышать негативную реакцию собеседника и не успеть правильно отреагировать на неё; боязнь, что собеседник о чём-то попросит, начнёт жаловаться, испортит настроение или вообще окажется незнакомцем с какой-либо просьбой, что спровоцирует тревогу.

Такие коммуникативные привычки миллениалов нередко вызывают у старших поколений насмешку и даже презрение. Но, по мнению экспертов, они не правы.

– Люди старше 35 лет считают, что молодёжь разучилась общаться "голосом", потому что всё время проводит в гаджетах и в Интернете, – говорит Metro Ферран Лалуэса, профессор информационных и коммуникационных наук из испанского Университета Оберта-де-Каталония. – Однако они ошибаются: их привычка общаться письменно не говорит об утерянных навыках общения. Это говорит о том, что у этого поколения совершенно другая динамика жизни. В то время как старшие поколения звонят, чтобы показать своё уважение к собеседнику, младшие считают звонки навязчивыми. Это отчасти связано ещё и с тем, что миллениалы чаще, чем их родители, бабушки и дедушки, сталкиваются с ненужными звонками (реклама, соцопросы). Поэтому молодёжь считает, что если уж звонить человеку, то только по весомому поводу.

Также молодёжь, считает эксперт, гораздо больше ценит своё время, чем предыдущие поколения. Помимо того, что они ценят многозадачность и возможность делать несколько дел сразу (в том числе и общаться с несколькими людьми параллельно), они не любят отрываться от дел, чтобы ответить на звонок. Что, кстати, тоже не нравится старшему поколению – они расценивают это как неуважение.

Наконец, миллениалы считают, что сообщения можно удалить, если передумал. А вот с речью по телефону, которая буквально происходит "в прямом эфире", так сделать не получится. Это тоже вызывает раздражение у взрослых людей, которые считают миллениалов трусами, неспособными нести ответственность за свои слова. Однако Ферран Лалуэса считает, что страхи младшего поколения обоснованны: они живут в то время, когда за любое неправильное слово вас могут затравить в Интернете, а написанное в личных сообщениях может запросто оказаться в публичном доступе.

А что с видеозвонками?

Исследование, проведённое в этом году Университетом Сан-Франциско, показало, что 80% опрошенных студентов испытывали беспокойство и во время онлайн-занятий. Потому что в дополнение к взаимодействию в режиме реального времени добавлялся ещё и визуальный образ, что удваивало тревогу.

– Взгляды миллениалов на красоту человека сформировал Instagram. Они привыкли часами разглядывать других людей, подмечая их достоинства и недостатки, и они считают, что все люди делают абсолютно то же самое, когда дело касается их самих. Они испытывают стресс, когда понимают, что внешность нельзя "подредактировать" с помощью фильтра, – говорит Лалуэса. – Но они забывают, что старшие поколения менее критичны к внешности человека.

Подводя итог, Лалуэса отмечает, что старшим поколениям следует быть снисходительнее к младшим – ведь у них, как выяснили учёные, действительно есть причины не любить говорить по телефону.