Недавнее исследование, проведённое американской компанией Bankcell, показало, что всех людей сегодня можно условно разделить на две большие категории: на тех, кто предпочитает звонить, и на тех, кто предпочитает общаться сообщениями.
Вторая группа оказалась меньше, и почти все, кто вошёл в неё, принадлежат к поколению миллениалов – тех, кто родился с 1980 по 2000 год. То есть на стыке эпох цифровых и аналоговых медиа.
Оказалось, что этот незначительный на первый взгляд факт рождает большую проблему в коммуникации. Миллениалы в течение первой части своей жизни пользовались телефонами, а затем, после нулевых, начали пользоваться мессенджерами – и этот вид связи им пришёлся по душе гораздо больше. Звонки они стали расценивать как особенный вид связи, к которому они прибегают только в чрезвычайных ситуациях (поздравления, выражение соболезнований, звонки в экстренные службы). В то же время старшие поколения предпочитают получить звонок, а не сообщение. Они считают, что письма – это "долгосрочный" вид связи и отвечать на них "быстро, прямо сейчас" не стоит. В отличие от звонков.
Старшие смеются зря
Среди причин, по которым молодые люди отдают предпочтение сообщениям, оказались нежелание тратить время (если человек отправляет сообщение, то он может делать что-то параллельно, ожидая ответа); страх услышать негативную реакцию собеседника и не успеть правильно отреагировать на неё; боязнь, что собеседник о чём-то попросит, начнёт жаловаться, испортит настроение или вообще окажется незнакомцем с какой-либо просьбой, что спровоцирует тревогу.
Такие коммуникативные привычки миллениалов нередко вызывают у старших поколений насмешку и даже презрение. Но, по мнению экспертов, они не правы.
Также молодёжь, считает эксперт, гораздо больше ценит своё время, чем предыдущие поколения. Помимо того, что они ценят многозадачность и возможность делать несколько дел сразу (в том числе и общаться с несколькими людьми параллельно), они не любят отрываться от дел, чтобы ответить на звонок. Что, кстати, тоже не нравится старшему поколению – они расценивают это как неуважение.
Наконец, миллениалы считают, что сообщения можно удалить, если передумал. А вот с речью по телефону, которая буквально происходит "в прямом эфире", так сделать не получится. Это тоже вызывает раздражение у взрослых людей, которые считают миллениалов трусами, неспособными нести ответственность за свои слова. Однако Ферран Лалуэса считает, что страхи младшего поколения обоснованны: они живут в то время, когда за любое неправильное слово вас могут затравить в Интернете, а написанное в личных сообщениях может запросто оказаться в публичном доступе.
А что с видеозвонками?
Исследование, проведённое в этом году Университетом Сан-Франциско, показало, что 80% опрошенных студентов испытывали беспокойство и во время онлайн-занятий. Потому что в дополнение к взаимодействию в режиме реального времени добавлялся ещё и визуальный образ, что удваивало тревогу.
Подводя итог, Лалуэса отмечает, что старшим поколениям следует быть снисходительнее к младшим – ведь у них, как выяснили учёные, действительно есть причины не любить говорить по телефону.