Продюсер Наталья Иванова рассказала о работе над последним фильмом Веры Глаголевой "Не чужие".

На кинофестиваль "Победили вместе" в Севастополе продюсерский центр "Хорошо продакшн", который представляет Наталья, привез три фильма: "Школа взросления" режиссера Юрия Баженова, "Главный грек Российской империи" Светланы Музыченко, а также ленту Веры Глаголевой "Не чужие" 2018 года.


В перерывах фестиваля корреспондент Metro поговорил с Натальей Ивановой о том, как шла съемка картины Глаголевой и каково было завершать ее без любимой российскими зрителями актрисы.


Наталья, с чего началось создание фильма "Не чужие"?
Работа началась, можно сказать, в паузе. Мы с Верой обдумывали большой проект, связанный с жизнью Ивана Тургенева и Полиной Виардо. Был даже написан поэпизодник четырех серий. Мы хотели предложить его телевидению. Но на тот момент, это не заинтересовало телеканалы, и мы понимали, что это откладывается в долгий ящик. Думали о том, чтобы сделать что-то небольшое.

У меня в студии лежал сценарий "Глиняная яма". Я позвонила его автору, Ольге Погодиной-Кузьминой, и спросила, свободен ли он. Она ответила: "Да". Тогда я предложила Вере почитать сценарий, что она и сделала, после чего сказала: "Нет, пожалуй, не буду браться, финал этой пьесы трагичный. Не мое". Вера читала и другие сценарии. Прошло около месяца, но ничего ни ей, ни мне, не приглянулось. В какой-то момент она пришла и попросила еще раз перечитать "Глиняную яму". И потом заявила: "Если ты договоришься с автором о том, что будет переделана линия Рустама и финал, тогда я возьмусь".

Сценарист была готова изменить финал, тем более, что пьеса была написана давно, время поменялось. Был написан новый вариант сценария. Мы подали заявку в Министерство культуры, нам выделили финансирование.

Тема ленты кажется довольно сложной и провокационной.
Не знаю насчет провокации. Не думаю, что там что-либо сильно накручивалось. Эта история подкупала жизненной правдой, потрясающими диалогами. Предельно простыми, но, в то же время, крайне глубокими. Там нет ни одного монолога, но все настолько живое и ты веришь каждой реплике. Это же отметила и Вера. Она сказала автору: "Оля, ты написала все так правдиво, что кажется, ты стояла под дверью у этих людей и просто записывала, что они говорят".

Лучший провокатор – это сама жизнь. Она пишет такие сценарии, что нам с вами и не снилось. На самом деле, когда берешься за фильм, за какую-то историю, то в чем-то всегда ее смягчаешь, веришь в лучшее. Потому что финал, от которого оттолкнулась Ольга Погодина-Кузмина достаточно, я бы сказала, жестокий.

Как проходили съемки? Насколько известно, Вера Витальевна уже тогда себя плохо чувствовала.
Сами съемки проходили без срывов, Вера работала по 12-14 часов в день. Как мы знаем, всегда бывают переработки до смены, после смены. Все было напряженно. На самом деле, Вере это давалось очень сложно, но группа ничего не знала о ее болезни до последнего. Все работали и от нее требовали обычного графика. Подготовительный период съемок был тоже непростым. Очень сложно было найти такую натуру, где вместе сочетаются город и карьер. Последний – это образ, действующее лицо драматургии фильма. Поэтому надо было найти его где-то рядом, чтобы экономить силы, время, деньги.

Вера вместе с оператором Александром Носовским, просмотрела много натур. Это был мучительный период. В итоге, когда утвердили Парсуковский карьер, то поехали смотреть город Алексин, который располагается рядом с ним. Когда Вера увидела городские улицы и другие объекты, то сказала: "Вот это ровно то, о чем я мечтала". А когда мы заехали на рынок, то и вообще испытали восторг. Он был почти заброшен и подсказал много визуальных решений фильму.

Как себя ощущали исполнители главных ролей? Они не испытывали дискомфорт от своей истории?
У нас, в основном, женские роли: мать и ее дочери. Девочки, которые были утверждены на роли дочек, Анна Каплина и Лиля Волкова, дебютировали в большом кино. Вера очень любила открывать новые имена, они всегда были в наших фильмах. Она всегда находила ключ к дебютантам. Подойдет, нашепчет им что-то, наколдует. Иногда было много дублей, где-то сразу шло. Бывало, нервничала, когда не получалось. Но, на самом деле, есть такой прием. Режиссер начинает накручивать актера, а тот входит в сложное эмоциональное состояние, которое как раз и нужно для фильма. У Веры на площадке никогда не возникало вопроса о замене актера. Мы сделали вместе 4 картины. Безусловно, проблемы были. Но она всегда помогала актерам, сама из актрис. Роль матери исполнила Татьяна Владимирова. Она опытный человек, украшение нашей картины. Все делала так, как надо по роли.

Кадр из фильма "Не чужие".

Кадр из фильма "Не чужие".

Хорошо Продакшн, kinopoisk.ru

Фото:

То есть трудностей не возникало?
В фильме играли дети. Вера выбрала такой ход, согласно которому на протяжении всей ленты мы Галиных детей не видим. Только следы их пребывания в квартире: брошенные игрушки, их рисунки на стенах… Первый раз видим мы их на обрыве карьера. Здесь возникли сложности, потому что мальчикам нужно было отыграть очень трудную сцену, мы все волновались. Но все удалось.

Наш главный герой, Санжар Мади – замечательный герой. Мы утвердили его, можно сказать, в последний момент. Вера говорила: "Ну он очень красивый. Его надо попортить" (смеется). В последней сцене, когда он бежит спасать детей, Вера не могла добиться от него нужного состояния. Санжар в этот вечер торопился на самолет в Алма-Аты, а Вера продолжала делать дубль за дублем, добиваясь нужного ей результата. Тем не менее, все успели.

Насколько нам известно, картину мог снять Алексей Балабанов, но отказался. Он действительно это планировал?
Он не отказывался. Алексей писал сценарий, он существует. Но мы об этом узнали уже в конце, нам сказала Ольга. В сценарии Балабанова был другой финал. Мы его прочли. Он отложил это, но воплотить в жизнь уже не успел.

Когда Веры Витальевны не стало, как развивались события? Что происходило с вами, со съемочной группой?
Съемки мы закончили в конце мая, мы сняли всю российскую часть этой картины. Оставалось еще несколько съемочных дней, которые мы должны были снимать в Казахстане. Это было принципиально для Веры.

Мы начали отбор натуры по Казахстану, шел кастинг казахстанских актеров. Планировалось, что во второй половине сентября мы должны будем ехать в Казахстан, снимать. В конце мая мы закончили съемки в Алексине, а 16 августа Веры не стало. Для нас всех это было полной неожиданностью. Я думаю, что для нее тоже. Мы с ней говорили по делам ночью, в десять минут первого 16 августа.

Когда мы завершали картину, были проблемы со съемками в Казахстане. Мы знали, что Вера нам помогает. В конце сентября В Алма-Аты выпал снег. Никогда такого не было. Но мы решили ничего не отменять и поехали снимать за 80 км. Когда мы приехали на место, облака разошлись, вышло Солнце. Закончили снимать – опять тучи и плохая погода. Мы все время говорили: "Вера, ты нам помогаешь". Так оно и было. Она действительно раздвигала тучи.

Определенная трудность возникла позже с композитором Сергеем Баневичем. Это самый близкий Вере человек, с которым она делала все свои картины. Я переслала ему черновой монтаж фильма с просьбой написать музыкальные эскизы, но он решительно отказывался. Когда мы с Верой думали о музыкальном решении, мы понимали, что эта история требует минимализма. Это должны быть звуки, никакой мелодичности. Уход Веры из жизни стал серьезным ударом для Сергея Петровича. После трех-четырех приездов в Петербург, он, все-таки, написал музыку, вошедшую в фильм.

Скоро мы будем в Санкт-Петербурге, снимать Сергея Баневича к 65-летию Веры. Мы готовим большой документальный фильм о ее творчестве.

Когда вы ощутили, когда закончили картину и представили зрителям?
Это так сложно. В первый раз я представляла картину без Веры. Конечно, она была с нами, но это уже другое присутствие. Мы убеждали себя, что надо держаться. Но без слез не всегда получается, понимаете? Еще пока болит.
 
Вы сказали, что Вера Витальевна помогала вам во время съемок. Чувствуете нечто подобное сейчас?
Сейчас, когда работаем над документальным фильмом о Вере, мы пересматриваем много материалов: и фото, и видео. И понимаем, что это было счастье – работать и быть рядом с ней.

Вы хотели бы еще снять социальную драму?
Да, мне нравятся вещи социального плана. Но когда работаешь, редко получается снимать то, что ты хочешь. Как правило, материал берет и ведет за руку, если он хороший. В данном случае, "Глиняная яма" ждала своего режиссера. Так случилось, что пришла Вера.