Начинается "Конец света" (сериал доступен на "Кинопоиске") с появления в Москве Князя Тьмы (Юрий Колокольников), который в Первопрестольной пытается наладить отношения с сыном (Семён Трескунов), работающим кассиром в супермаркете, после чего устроить апокалипсис.

Сегодня сложно не думать о близком конце света. Как вы решились снять комедийный сериал с таким названием?

– Когда мы задумывали проект, ситуация в мире была несколько иной... И изначально у нас была идея немного другая: поместить силы зла в бюрократические институты нашей страны – ЖКХ, поликлиники, да в те же очереди в магазинах. И посмотреть, а сам дьявол смог бы выстоять в наших очередях? Но, когда мы начали углубляться в тему, поняли, что просто шуткой мы не отделаемся. И пересмотрели идею. Главным героем остался Князь Тьмы, но сама история – про семью. Про отца, которого долго не было и который вдруг приходит домой и говорит: "Давайте вернём обратно нашу семью, вы мне нужны". А у всех уже своя жизнь, сын вырос.

Сложно назвать этот сериал обычной семейной историей...

– Конечно, мы использовали тему религии, но старались бережно относиться к этому – обращались за помощью к религиеведам, разговаривали с батюшками. Но в основе нашего сюжета лежат именно семейные отношения. Каждый ребёнок воспринимает своих родителей как всемогущих богов. А у нас эта ситуация показана буквально. Мы даже нанимали профессионального психоаналитика, чтобы он рассказал, какие у Князя Тьмы могут быть отношения с семьёй.

Легко нашли актёра на главную роль?

– Мы очень долго искали героя, потому что нам хотелось актёра взрослого, чтобы была зрелость в глазах, и при этом фактурного человека. Пробовали и знаменитых, и неизвестных, и наших актёров, и европейских. Мы пробовали даже одного известного голливудского актёра, не буду его имя называть. Я летал в Европу на встречу с ним, но это скорее он меня кастинговал, а не я его. (Смеётся.)

А потом пришёл Юрий Колокольников и вас убедил?

– Первые пробы у Юры были по Zoom, и они были не очень удачные, было непонятно, получилось или нет. Мы продолжили поиски, но в какой-то момент, когда мы уже серьёзно переживали, что у нас нет героя, я опять позвонил Юре и попросил: "Давай личные пробы сделаем". А он мне ответил: "Я ждал, что ты мне позвонишь. Думаю, что так долго нет звонка?" И вот со второго раза мы с ним уже что-то нашли. И в итоге остановились на Колокольникове, потому что в нём сочетаются и неординарная внешность, и юмор, и небольшая бесовщина.

Выглядит он очень колоритно. Как создавали образ, чем вдохновлялись?

– Вдохновлялись "Мастером и Маргаритой", фильмами "Догма", "Адвокат дьявола". Что-то цитируем напрямую, что-то переосмыслили. Художник по костюмам использовала аксессуары, которые любил носить Булгаков, – запонки, украшения. Мы сделали для Юры специальные чёрные линзы, чтобы его глаза выглядели более пугающими. А в сцене появления Князя Тьмы использовали настоящие звуки чёрной дыры, потому что он выходит из бездны. У нас много таких деталей, которые, конечно, никто никогда в жизни не заметит, если мы про них не скажем, но это сделано, чтобы всё работало на образ, в том числе и через подсознание.

У Князя Тьмы в Москве есть своя свита, и забавно, какие вы выбрали занятия для её членов.

– Блогер-тиктокер и женщина из Пенсионного фонда. Мы считаем, что TikTok и Пенсионный фонд – это два места, куда стекаются души разных поколений.

На съёмках не было чертовщины?

– У нас в самом начале съёмок машина улетела в Москву-реку, оторвался страховочный трос. Автомобиль был марки "Волга", и мы потом шутили, что Волга впадает в Москву-реку. Но сначала было совсем не смешно.

Ещё Колокольникову кто-то в обувь подложил собачью какашку. Он до сих пор винит в этом меня. Но я честно ни при чём.

Не испугали вас эти знаки?

– Когда нас стали преследовать неприятности, у меня была мысль – может, мы зря трогаем эту тему. Но продюсер меня остановил: "О чём ты? Другие снимают оккультные фильмы, вызывают шаманов, действительно ворошат тёмные силы. А у тебя история про семью с отцом – условным олигархом".

Но всё же у вас были какие-то табу, ограничения, чтобы не оскорбить чьи-то религиозные чувства?

– У тебя всегда стоят табу твои внутренние. Если подходить с научной точки зрения, то мы соблюли все каноны и не должны задеть ничьих чувств. И, конечно, у нас не было цели поиграть и пошутить с Богом и Сатаной. Кто мы такие, чтобы трогать эти темы? Мы просто хотели придать нашему герою всемогущества, сделать его коварным и злым. А все вопросы религии у нас сводятся к тому, что Князь Тьмы искушает, а человек сам решает, какой сделать выбор – в сторону Света или Тьмы. И это наш главный посыл – что выберешь, так твоя судьба и складывается. Все шуточки и провокации – это мелочи, потому что в основе лежит светлая истина христианства. Мы честны сами с собой.