Велотуризм активно набирает обороты. Но если в Ленинградской области инфраструктура пока оставляет желать лучшего, то в соседней Финляндии есть всё необходимое. Metro протестировало новые маршруты

Кому стоит попробовать
В пику катанию в близлежащем парке велотуризм требует хотя бы минимальной подготовки – физической и технической. Особенно если вы нацеливаетесь на заграницу. Во-первых, маршруты в день растягиваются даже в щадящем режиме на несколько десятков километров. Во-вторых, со своим велосипедом лучше быть на ты: уметь оказать ему «первую помощь», иметь основные инструменты и запаску. В-третьих, нужно на примитивном уровне знать ПДД. Наконец, требуется не тушеваться в неизвестной местности, если вдруг заплутаете: офлайн-карты в телефоне (или местный Интернет) и примитивный словарный запас на английском. В Финляндии вас поймут почти повсеместно.

Куда ехать
Суоми – идеальное место, чтобы начать, тем более в тёплое время года. Велодорожка стартует прямо от границы. Достаточно переехать, к примеру, через Торфяновку в Ваалимаа.

Неплохой старт – прибрежный регион Хамина-Котка (на запад от Выборга в сторону Хельсинки). Здесь есть что посмотреть, а расстояния относительно небольшие (65 км от Ваалимаа). К примеру, до первой остановки – Музея советско-финской войны, в котором, кстати, за 15 евро можно переночевать (серьёзно, в цементном бункере без окон), – всего 40 минут. Лесные маршруты очень атмосферные, но в шортах лучше летом не ехать: комары ждут на обед. Ещё 1,5–2 часа на запад – и вы в Хамине, уютном городке с историей, массой музеев и потрясающей деревянной архитектурой.
Далее 1,5 часа в том же направлении, и вы в центре региона – Котке. При этом ничего придумывать не нужно, если нет желания: готовые веломаршруты изучите на сайте visitkotkahamina.fi. Или импровизируйте на месте (заблудиться с картой – бумажной или онлайн – невозможно).

В городе и окрестностях можно найти идеальный баланс между велопрогулкой и осмотром достопримечательностей. Стоит посетить живописную дачу Александра III, морской центр Велламо, крепость, а также «сгонять» на острова на бесплатном пароме. И да, разумеется, с велосипедом. До большого острова Кауниссаари – 1,5 часа ходу в одну сторону, но виды и лесные трассы того стоят.

А продолжить?!
Маршрут Хамина – Котка легко переходит в полноценную «Королевскую дорогу», некогда соединявшую шведские земли в нынешних Финляндии и России. Ещё 62 км на запад – до Ловийсы (бастионы и крепости), 45 км до Порвоо (здесь снимался фильм Леонида Гайдая «За спичками») и последние 62 км – до Хельсинки. Всего 325 км.  

Где жить и на чём ехать
С гостиницами всё понятно. Доступная альтернатива – кемпинг, бесплатная – палатка. Ставить её можно повсеместно, не забредая на частную территорию. Что касается велосипеда, то его легко взять на месте напрокат. В Хамине и Котке это Donkey Republic: 12 евро в сутки – и оплата через приложение. 

Где ещё покататься в Финляндии
Самый полный справочник для велотуриста – Outdooractive – выдаёт 94 готовых маршрута с картой, расстоянием и сложностью.
Самый продолжительный (696 км, средняя сложность) – Большой тур вокруг озера Сайма. Включает Лаппенранту, Миккели, Иматру, памятные места финской войны и по желанию – несколько фестивалей.
Самый короткий – всего 4,3 км (лёгкий) – на популярном курорте Леви в Лапландии.
Приграничный (103 км, лёгкий). Иматра, Лаппенранта, Сайменский канал, природа. 
На запад от Хельсинки (159 км, лёгкий). Кузни XVII века, руины замка, небольшие городки.
Тур по крепостям Западной Саймы (134 км, лёгкий). Укрепления были построены в конце XVIII века Россией для защиты от шведов. Известны как «крепости Суворова», который отвечал за их возведение.

Велотур был организован в рамках проекта Bizcycle, финансируемого программой приграничного сотрудничества Россия- Юго-Восточная Финляндия.