Metro обсудило лабубоманию с Дмитрием Балашовым, заведующим сектором психологического сопровождения РАНХиГС Санкт-Петербург.

От спиннеров до Лабубу: зачем детям такие игрушки

Даже если у вас нет детей, то скорее всего вы всё равно слышали странные слова: поп-ит, таба лапки, монстры Стич и Лабубу. А до этого были сжималки-подавлялки сквиши, Хагги Вагги, слаймы и, конечно же, спиннеры. А мягкие зайчики у каждого на сумке? А огромный гусь-обнимусь? И уж очень задолго до них была прекрасная Барби, со всем семейством, в тысяче вариантов.

"Меняются поколения – меняются игрушки. Только вот скорость этих изменений растёт. И всё чаще у встревоженных родителей возникает один и тот же вопрос: "Это вообще нормально? Или это уже какое-то массовое помешательство?" Интересно и то, что любимые Барби этих родителей всё ещё пылятся где-то на полках домашних антресолей. Рынок игрушек давно стал зеркалом не только детских потребностей, но и взрослой экономики. За последние десять лет мы видим очень быструю смену трендов: от меховых зайчиков на резинке до резиновых монстров с глазами, как у совы. Но за каждым таким трендом – чёткая психологическая функция, не всегда очевидная, а иногда и просто скрытая", – говорит эксперт.

Что общего у Лабубу с последним айфоном?

И тут, и там – мода, высокий спрос, часто – искусственно созданный дефицит.

"Статусный символ в детском, а порой и во взрослом мире: "У меня есть Лабубу – я свой". Теперь легко переходим во взрослый мир: "У меня iPhone 16 – я крутой!" Помните, для чего в крупных супермаркетах стоят маленькие тележки рядом с большими, настоящими? Привыкай, малыш! Скоро подрастёшь, дадим тебе тележку побольше, только покупай! В этой программе извне есть феномен "быстрое устаревание" – скоро появится ещё более желанный персонаж. И всё, что ты видел вчера, о чём тебе говорили родители, учителя в школе – уже завтра архаика. Только вот беда – завтрашний кумир исчезнет послезавтра", – рассуждает Дмитрий Балашов.

Стоит ли покупать ребёнку Лабубу и компанию? Или подождать, пока это пройдёт?

Психолог дал некоторые рекомендации:

– Важно понимать: дети стремятся принадлежать к группе. Лабубу – это билет в их мир, кодовое слово, пропуск к разговору на перемене. И если он актуален – он важен. Решение всегда индивидуальное.

– Не стоит стыдить ребёнка за его интерес. Лучше поговорить: "Что тебе в нём нравится? Как ты с ним играешь? Для чего он тебе?"

– Оценивайте безопасность. Игрушка не должна пугать, быть агрессивной или внушать тревожные образы. Объясните ребёнку, что гусь-обнимусь – это терпимо, а вот Монстер Хай в гробике – полный треш, или отстой, как у вас говорили.

– Покупка – не всегда про игрушку. Иногда это способ быть ближе, показать: "Я уважаю твой выбор". И если вы поняли друг друга, можно пойти ребёнку навстречу.

– Но и отказываться – не катастрофа. Можно договориться: "Подождём месяц. Если тебе всё ещё будет хотеться – купим". Это хороший урок ребёнку против импульсивных желаний. А вам – способ не идти на поводу.

 

с официальных сайтов и интернет магазинов

Фото:

Что может быть следующим трендом?

Мода на детские игрушки – это отражение культурных, эмоциональных и социальных процессов.

"Такая мода может казаться странной взрослым, но для ребёнка это – язык. И задача родителя – не бояться этого языка, а научиться его понимать и помогать делать ребёнку правильный выбор. Чтобы потом не случилось так, что от бабочек в животе до тараканов в голове была одна Лабубу. Следующим трендом скорее всего будут кастомные игрушки с возможностью менять выражение лица, эмоции, голоса под ваше желание. Или игрушки с интерактивной "психологической" функцией – вроде электронных друзей, помогающих справляться с настроением. То есть тренд пойдёт не на внешнюю форму, а на внутреннюю суть: помогай, дружи, чувствуй. По крайней мере, так надо пойти", – считает Дмитрий Балашов.

Монстры – друг или враг? За и против странных игрушек

За:

– Они дают ребёнку контроль над страхами. Монстр, которого можно обнять, – это уже не монстр. Это свой, домашний зверь.

– Такие игрушки не идеальны, и именно поэтому дети могут с ними идентифицироваться. Ведь не все дети чувствуют себя "зайчиками с бантиками".

– Яркий, необычный образ – это возможность выделиться, особенно в детском коллективе. Это чувство индивидуальности, особенной значимости – то, что поднимает ребенка по социальной лестнице над другими. А им, молодым, так этого не хватает!  Выпросил у папы с мамой какую-нибудь лабуду – и всё, ты крутой, без напряга.

Против:

– Некоторые игрушки действительно выглядят тревожно и могут быть пугающими для чувствительных детей. Они навязывают внешнюю моду, которая легко вытесняет внутренние интересы ребёнка: "Не важно, что ты думаешь, главное – у тебя должен быть (или должна?) Лабубу. Часто ребёнок с такой игрушкой может оказаться в состоянии психологической амбивалентности: мне это страшно, но я должен это терпеть, чтобы быть своим среди прочих. Не волнуйтесь, родители, лет через десять какой-нибудь психотерапевт за десяток сеансов и приличную сумму закроет эти гештальты вашему ребёнку! Часто за такими трендами стоят просто мощные маркетинговые кампании, а не реальная польза", – говори эксперт.