Татьяна Могильникова
психолог:

– Любовь – это состояние человека, которое основано на эмоциональных переживаниях, прошлом опыте, воспоминаниях детства и гормональных сочетаниях. Но у каждого человека свой набор. Есть три вида проявления сердечных чувств. Первый – родительская любовь. Когда человек впитывает то, что дают ему мама с папой, и отдаёт то, что ему хочется, в роли родителя своим близким. Второй тип любви – это детская. Такой человек чувствует себя ребёнком, принимает заботу, любит безусловно, от чистого сердца, с эмоциональными всплесками. Такое же отношение у него к своему партнёру, детям и близким. Третий тип – это партнёрская. Когда мы даём человеку взрослую, зрелую, взвешенную любовь, с полным осознанием ответственности и значимости и в то же время с кайфом от деталей.
Есть и деструктивные типы любви, когда человеку нравится причинять боль другим. Часто такие болезненные состояния мы можем наблюдать там, где один человек подавляет другого. У него нарушенное отношение к любви, поэтому страдания могут вызывать у него выработку гормонов счастья.
Для того чтобы сохранить любовь, нужно уметь регулировать свои состояния: родитель-взрослый-ребёнок. Когда ситуация позволяет, важно отдавать детскую любовь: быть игривым, проявлять творчество. Можно иногда любить как родитель: учить, заботиться, проявлять мудрость. Долгие отношения возможны, когда человек умеет переключаться с одного вида любви на другой.

Николай Комов
врач, руководитель выездной педиатрической службы Lahta On Call:

– Любовь – это серьёзный биохимический процесс, который до конца не изучен. При влюблённости в мозге увеличивается количество дофамина. Это наш внутренний наркотик, который концентрирует, ускоряет, мотивирует. Он даёт такую радостную зависимость. Любой контакт с партнёром подкрепляет её. Ещё вырабатывается нор­адреналин. Это вещество заставляет нас прикладывать усилия, чтобы завладеть партнёром: ухаживать, писать сообщения, кидать мемы. Во время всплеска дофамина и норадреналина снижается серотонин, что даёт некоторую зацикленность на человеке.
С развитием отношений вступают в действие гормоны привязанности: вазопрессин и окситацин. Они снижают уровень стресса и тестостерон, который отвечает за возбуждение, то есть делает человека относительно моногамным. Он уже не так яростно ищет новых партнёров – и тем самым формируется привязанность.

Александр Дягилев
протоиерей, семейный психолог:

– Любовь можно сравнить с костром. У костра есть только две потребности – в топливе и кислороде. Чтобы огонь горел ярче, я буду добывать дрова, приносить их, просушивать, вовремя подкладывать; если костёр гаснет – раздувать угольки. Я буду действовать, чтобы он существовал. В ответ костёр мне даст защиту от диких животных, свет, тепло, я приготовлю на нём еду.
Это ошибка, когда мы думаем, что у нас любовь появилась и она такой будет всегда. Очень часто при первом же столкновении с неприятными чувствами любовь ставится под вопрос. Но это не должно быть поводом для сомнений в том самом выборе. Одна из ошибок – когда люди считают, что любовь – это чувства и эмоции. Безусловно, в любви есть эмоциональный компонент, но любовь содержит в себе элемент сознательного решения и верности ему. Я могу быть в гневе или обижен, но я всё равно люблю тебя!