В конце октября отмечается Международный день заикающихся людей. В настоящее время этим недугом страдает более одного процента населения нашей планеты
Причины его возникновения условно можно разделить на предрасполагающие и вызывающие. К первому из них специалисты относят поражение мозга в различные периоды развития ребёнка, инфекционные заболевания и наследственность. Кроме того, по данным ряда учёных, эта речевая особенность нередко возникает во время переучивания детей с леворукости на праворукость. К вызывающим причинам обычно относят психотравмы, после которых возможно появление заикания.
Как только вы заметили признаки заикания у ребёнка, необходимо сразу же обратиться к врачу-педиатру. С учётом возраста ребёнка и тяжести нарушения речи он назначит формат лечения. Возможно, это будет работа с психотерапевтом, занятия с логопедом, физио- и рефлексотерапия, медикаментозное лечение, а также массаж и лечебная физкультура. Но чаще всего в этих случаях назначается комплексное лечение.
Предвестники заикания у ребёнка
Что должно насторожить:
1. Произносит добавочные звуки ("и-мама", "а-дом"). В начале предложения он повторяет первые слоги или слова полностью
2. Испытывает серьёзные трудности перед началом фразы и делает паузы в середине слова или предложения
3. Заметно напряжены мышцы лица и шеи
4. Во время речи голос ребёнка неожиданно то поднимается, то понижается
5. Часто отказывается говорить без видимой причины
Профилактика
– Не допускайте ускоренной речи ребёнка. Излишняя торопливость малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения.
– Избегайте любых конфликтов среди родителей либо сделайте так, чтобы ребёнок не был их свидетелем и тем более не принимал в них участия.
– Участвуйте в развитии ребёнка. Читайте ему, просите его пересказывать услышанное, поправляйте его, когда он говорит неправильно (максимально корректно, без криков и ругани).
– Исключите запугивание ребёнка и ни в коем случае не применяйте к нему меры грубого физического воздействия.
– Не форсируйте речевое развитие детей. Важно соизмерять нагрузки с возрастом ребёнка. В дошкольный период речевые возможности достаточно ограничены, поэтому не нужно перегружать детей слишком сложными словами или заучиванием длинных стихотворений.
– Не перегружайте ребёнка в эмоциональном плане. Под впечатлением от увиденного малыш начинает бурно делиться эмоциями
– Пытается быстро что-то сказать, глотает звуки. Эти запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.
Источник: Metro Москва.