Сборник недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Маргарет Этвуд, Дэвид Митчелл и другие
Новый Декамерон
2022. ЭКСМО

Аннотация: "Новый Декамерон" – это тоже своеобразный памятник эпохе коронавируса, которая совершенно точно войдет в историю. Редакторы The New York Times Magazine собрали 29 новелл, эссе, сказок, крохотных зарисовок и развернутых рассуждений. В них самые известные современные писатели попытались запечатлеть и осмыслить события, охватившие каждый уголок мира.

Наше мнение: Пандемия наглухо заперла всех дома, особенно со строгими западными локдаунами (тут вам не Россия!), так что волей-неволей матёрым авторам пришлось больше думать и писать, а не матёрым - тем более! Параллель составителей с творением Джованни Боккаччо понятна: они сравнили чуму середины XIV века с коронавирусом, а сам сборник подготовили как свидетеля эпохи (условия аналогичны – там вилла, тут городские квартиры). Получилось? Очень условно. Если "Декамерон" выстроен логично и действительно представляет собой великий литературный труд как оригинальных историй, так и переработанных, то в его новом воплощении ничего такого даже близко не прослеживается. Скорее, это компиляция совершенно необязательных рассказов, эссе и зарисовок, которые вы не без удовольствия прочитаете, но не сможете чётко указать на их историческую, литературную (и любую другую) ценность. Мило, разнообразно жанрово и стилистически, где-то более талантливо, где-то менее, с участием тяжеловесов вроде Маргарет Этвуд ("Рассказ служанки") и Дэвида Митчелла ("Облачный атлас"). Более того, основная масса их даже не обладает 100%-ными коннотациями с эпидемией. Выкинуть пару слов (или оставить, как есть) и можно треклятую корону вовсе не упоминать. Но богатство здесь в разнообразии. За разбухшей формой толстых романов мы забываем, что историю можно уместить в пять страниц вместо пятисот. Ну и парад авторов достоин того, чтобы пробежаться галопом по Европам, а к кому-то присмотреться повнимательнее. Тем более контекст здесь один, а реализована задача по-разному. И ничего, что это не "Новый Декамерон".

Исторический роман недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Хилари Мантел
Сердце бури
2022. Иностранка

Аннотация: "Сердце бури" – это первый исторический роман прославленной Хилари Мантел, автора знаменитой трилогии о Томасе Кромвеле ("Вулфхолл", "Введите обвиняемых", "Зеркало и свет"), две книги которой получили Букеровскую премию. Роман, значительно опередивший свое время и увидевший свет лишь через несколько десятилетий после написания. Впервые в истории английской литературы французская революция масштабно показана не глазами ее врагов и жертв, а глазами тех, кто ее творил и был впоследствии пожран ими же разбуженным зверем, – пламенных трибунов Максимилиана Робеспьера, Жоржа Жака Дантона и Камиля Демулена…

Наше мнение: Понятно, почему "Сердце бури" доходило годами словно добрый коньяк в бочке. Это космических масштабов попытка осмыслить Великую французскую революцию через призму её героев (или антигероев, как кому нравится). По большому счёту эдакая романизированная пьеса на 800+ страниц, в которой вся соль содержится в диалогах и словесных пикировках, а антураж идёт бонусом. Выводы о роли личности (точнее, личностей!) в истории и о значении каждого крошечного эпизода в Википедии из биографии Робеспьера, Марата, Дантона и далее по списку нужно будет делать самому. Художественная часть выстроена филигранно и захватывающе: понимаешь, насколько колоссальных сил потребовало это полотно, учитывая тот факт, что Хилари Мантел всё-таки нужно было придерживаться исторической канвы и перелопатить мемуары, воспоминания и прочее. Но учтите: это не монография, всё беллетризированно по максимуму и готово для сериальной постановки. Дорогой, с размахом и хорошими актёрами. Из сюжетов, знакомых со школьных лет, получается настоящий, круто закрученный и сваренный триллер, где всё меняется, искрится, словно повествование между строк напичкано спецэффектами. Вы вроде как осмысляете не саму ВФР (помните, как всё в школе хотелось сократить?), но осмысляете осмысление, авторскую трактовку британской писательницы. Если это не проблема, то от прекрасного текста вы получите удовольствие. Но есть и другие. Во-первых, каждодневная реконструкция распорядка дня революционеров вовлекает в бесконечную свистопляску, где "смешались в кучу кони, люди". Второстепенных персонажей, мимолётных деталей, малозначимых моментов просто море, они бьют фонтаном: иногда кажется, что вот-вот захлебнёшься. Во-вторых, временами складывается ощущение, что историю Мантел подаёт уж слишком глянцево и сериально, мыльно, драматизирует, рисует не тех самых персонажей из учебников, а каких-то новых, своих, что оправданно в художественном формате, но не всегда понятно, что от исторической достоверности в реальности осталось. Впрочем, в таком формате невозможно обойтись без жертв и допущений, пытаясь усидеть на двух стульях. Грандиозный исторический роман!

Социальное фэнтези недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Алексей Сальников
Оккульттрегер
2022. АСТ

Аннотация: Алексей Сальников – автор романов "Петровы в гриппе и вокруг него", "Отдел" и "Опосредованно". Его новая книга написана в жанре городского фэнтези. 2019 год, маленький уральский город. Оккульттрегеры – особые существа, чья работа – сохранять тепло в остывающих городах и быть связующим звеном между людьми, херувимами и чертями. Главная героиня Прасковья как раз оккульттрегер. Ей две сотни лет, она меняет внешность каждые четыре месяца и дорожит лишь гомункулом – своим спутником и помощником, принявшим вид ребенка. Но вдруг гомункулу начинает угрожать опасность...

Наше мнение: Сочетание депрессивной глубинки и динамичного городского фэнтези с херувимами и чертями - совершенно не новый приём, хорошо отработанный за рубежом, да и в России прополотый изрядно. Но по-прежнему рабочий. Тем более в исполнении Сальникова. Атмосферу даже нагонять не нужно, достаточно приехать в любую из точек на карте подальше от МКАДа и отойти минут на 15-20 от вокзала. И даже если бы автор не добавил того самого сверхъестественного, получился бы достаточно фактурный, но при этом далеко не звёздный социальный роман о маленьких людях в маленьком городе, их одиночестве и инаковости. Необязательный, но очень близкий большинству из нас хотя бы в бытовом плане. Меняет ли что-то другой пласт - фэнтезийный? Да по сути нет. Все тёрки между вечно живущими существами, находящимися незаметно сотни лет среди нас, только подчёркивают основные посылы и акценты "Оккульттрегера", а вовсе не оттягивают на себя внимание. Технически это по сути те же самые "Петровы в гриппе" - по языку, приёмам конструирования художественного текста, сюжетным подходам. Вплоть до отдельных кусков и архетипов. Сальников за счёт внедрения бессмертных пытается показать, что и в нашем, нередко суровом и сером существовании со скучным бытом есть притягательная сторона, даже если мы сами об этом не задумываемся, а простые, казалось бы, рядовые жизненные моменты, которые тонут в рутине, достойны того, чтобы обращать на них побольше внимания. А как ещё? Ведь нам некогда жить по четыреста лет.

Феминистский роман недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Элоди Харпер
Дом волчиц
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Роман – переосмысление судьбы женщин в древних Помпеях. История о том, как изменить обстоятельства, простить себя и обрести внутреннюю свободу. Амара – рабыня в Помпеях, ее тело принадлежит мужчинам, которых она презирает. Но ее дух не сломлен. Днем она гуляет по улицам с подругами по несчастью, находя утешение в смехе и мечтах о лучшем будущем. На улицах Помпеев полно возможностей, и даже раб способен поймать удачу за хвост. Но какую цену придется заплатить?

Наше мнение: Не надо себя обманывать. "Дом волчиц" - вовсе не попытка реконструировать жизнь и быт работниц лупанария (публичный дом) в древних Помпеях. По содержанию, смыслам и акцентам это очень современный роман, не говоря уже об антураже. История (в академическом смысле) реалистичной не является. Более того, Харпер максимально абстрагируется от детализации: всё выглядит общо, так, словно она не хотела нарваться на нудных историков, которые обвинят её в недостоверности (а это проще простого). Поэтому, если вы сюда пришли за яркой картинкой древнеримского общества, можете повернуть обратно. В противном случае ловите удачную, эффектную и относительно глубокую историю о дружбе, надежде даже на самом дне и желании обрести свободу с хорошо прописанными характерами и диалогами, а также неожиданно-ожидаемым хеппи-эндом (ибо он тут странно не вытекает из всего происходящего). Несмотря на брутальную составляющую, драматизм, бесконечные сексуальные сцены и насилие, восприятие героинь исключительно в качестве бессловесного товара писательнице удаётся сделать текст по-настоящему ламповым, уютным. При этом сюжет нельзя назвать сложным, многослойным. Скорее он довольно прямолинейный, с кучей самоповторов, медленно развивающийся и раскрывающийся в диалогах. Весь роман Амара либо ищет клиентов, либо их находит с небольшими интермедиями (где, на улицах Помпеев или пирах, не так важно). Впрочем, для вполне увлекательного старта трилогии, ориентированной на женскую аудиторию, этого, пожалуй, достаточно, но в дальнейшем хотелось бы явно больше содержания, детализации и динамики.

Биография недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мэтью Квортруп
Ангела Меркель
2022. АСТ

Аннотация: Книга представляет собой первую серьезную биографию Ангелы Меркель. В ней рассказывается история профессионального и целеустремленного лидера, которого иногда называли "математиком власти", раскрывается личность, страсти и прошлое ничем не примечательного, скромного квантового физика, сумевшего всего за несколько месяцев подняться из политического небытия к вершинам власти.

Наше мнение: В жизни госпожи Меркель многое, если не всё, необычно. И карьеру она построила в неуживчивом мире мужчин, не обладая чрезмерной харизмой или выдающимся ораторским мастерством, и начала на поприще кабинетного учёного, что отразилось на её интересе к науке и докладам, которые она может слушать часами, и без проблем удерживала власть в течение почти 20 лет без какой-то особенной брутальной хватки, и ушла неожиданно: до неё канцлеры сами не отдавали "нажитое". Мэтью Квортруп попытался реконструировать не столько даже жизнь, а скорее мир (или мироощущение) Ангелы Меркель, этого кукловода на посту канцлера. У автора нет исключительной фиксации на её личности. Это не классическая биография в стиле ЖЗЛ - от пелёнок до промежуточных итогов. Книга глубоко погружает в немецкую и европейскую политику, пытается продемонстрировать механизмы принятия решений и всю подноготную этого закрытого и часто мифологизированного клуба сильных мира сего. На решение данной задачи работает структура (никакой чёткой хронологии) и эссеистичность изложения в журналистском ключе. Кто-то назовёт это недостатком, как и общую поверхностность текста. Но есть один нюанс: сама Меркель, несмотря на её публичность в течение трёх десятилетий, человек не публичный. Рассказывать о себе она не любит, и даже детство и взросление её покрыто некоторым набором тайн или противоречий (о некоторых Квортруп обмолвился). Так что выводы вам придётся делать самим или поверить автору, хотя, в частности, его апеллирование к Меркель в русле Макьявелли, выглядит, мягко говоря, спорно. В общем это хорошая точка входа для тех, кто интересуется европейской политикой, даже если вы хотели здесь побольше и преимущественно Ангелы.