Старая новая классика недели

Юкио Мисима
Жизнь на продажу
2021. Азбука 

Аннотация: Юкио Мисима – самый знаменитый и читаемый в мире японский писатель. Прославился он в равной степени как своими произведениями во всех мыслимых жанрах, так и экстравагантным стилем жизни и смерти (харакири после неудачной попытки монархического переворота). В романе "Жизнь на продажу" молодой служащий рекламной фирмы Ханио Ямада после неудачной попытки самоубийства помещает в газете объявление: "Продам жизнь. Можете использовать меня по своему усмотрению. Конфиденциальность гарантирована".

Наше мнение: Очень странное ощущение читать "новое" произведение классика – трижды номинанта на Нобелевскую премию, автора "Золотого храма" и "Исповеди маски" – через полвека после его смерти, когда, казалось бы, вся библиография должна быть проанализирована до буквы. И ещё удивительнее тот факт, что "Жизнь на продажу" не перевели на русский раньше, ведь это очень удачный авантюрный, парадоксальный постмодернистский и при этом очень японский роман, который исследует близкую менталитету этой страны тему. Тяга к саморазрушению с разной степенью погружения в психологию героев проходит красной нитью через всю литературу Японии XX века. Несмотря на выбор темы, "Жизнь на продажу" выглядит совершенно не занудно и грузно (упаси боже, никакого пост-Достоевского а-ля Оэ Кэндзабуро). Наоборот, достаточно серьёзная завязка даёт мощный пинок сюжету, который раскручивается по пути от лёгкого трагизма к абсурду вплоть до какого-то почти шпионско-комедийного финала. Здесь в гармоничном торнадо крутятся психологизм, китч, сатира, эротизм, который был всегда свойственен Мисиме, и местами повествование в русле Гая Ричи или Тарантино. В этом плане автор пишет, пожалуй, самый не характерный для себя роман, уходя в сторону бульварщины, ранобэ (романы в мягкой обложке, популярные в Японии) и даже манги. Разумеется, чисто стилистически. И ещё момент: книга выглядит очень современно. Возможно, именно факт перевода её в 2021 году поможет многим "найти" Мисиму (или обрести его заново) и пройтись по классике. Только учтите: в ней вы никаких вампиров не найдёте, а здесь они есть!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Подростковый роман недели

Сосукэ Нацукава
Кот, который любил книги
2021. Азбука 

Аннотация: Старшеклассник Ринтаро Нацуки собирается закрыть букинистический магазин, который унаследовал от любимого дедушки. Но однажды самым обычным днем среди стеллажей появляется говорящий кот по имени Тигр. Он увлекает подростка за собой в захватывающее путешествие, цель которого – спасение книг. Сначала от интеллектуала, запирающего сотни томов в шкафу, затем от профессора, маниакально кромсающего страницы ножницами… Что ждет юного Ринтаро и его подругу Юдзуки на этом пути и как им спасти все книги, оказавшиеся в опасности?

Наше мнение: Для тех, кто теряется при виде термина young adult, есть другой, более привычный в русскоязычном пространстве – подростковая литература. В последнее время первый из них приобрёл "вредные" ассоциации благодаря Голливуду и всяческим "Голодным играм", но и старорежимные вещи для всех, универсальные, продолжают выходить. И в этом смысле Нацукава пишет очень тёплую и светлую (кто-то точно скажет ламповую) "книгу о книгах", в которой нет ничего оригинального (более того, она, пожалуй, антиоригинальна), но которую вряд ли захочется бросить. Между строк (и в них самих) так и сочится мораль и основной посыл текста: читайте много, читайте медленно и с удовольствием, не разменивайтесь на ширпотреб, берегите книги. В общем, любите литературу нежно и трогательно! Прямо программное заявление от "Партии зануд в очках с диоптриями". Взрослым от всей этой котовасии (кот там действительно есть, говорящий!) может быть слегка скучно. Ведь очевидно, что роман ориентирован на подростков, которые нащупывают свой путь в книжном мире и на которых обрушивается весь поток популярных развлечений вроде "тиктоков", так и орущих: зачем тебе эти скучные книги, нафталин, лучше отключи мозг и включи видосики. Но тему в таком лёгком и увлекательном приключенческом формате поднимать надо – и возвращаться к ней время от времени. А в плане атмосферы это добрая старая сказка из XX века с моралью и подтекстом – вроде "Маленького принца". Мы в ответе...

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Арт-книга недели

Майкл Шнейерсон
Бум. Бешеные деньги, мегасделки и взлет современного искусства
2021. КоЛибри 

Аннотация: Рынок современного искусства – особый мир, развивающийся по своим законам, и в то же время это неуправляемая, не подвластная никому стихия, аккумулирующая гигантские денежные потоки. Майкла Шнейерсона, сотрудника журнала Vanity Fair, интересуют скрытые механизмы этого рынка, его участники и история с 1940-х годов до наших дней – то есть история его невероятного роста и превращения в индустрию.

Наше мнение: Для обывателей мир искусства – тёмный лес. Тянет аудиторию в большинстве своём на скандалы а-ля "в наших музеях сплошь подделки" и заголовки новостей, где в очередной раз "модные каракули" ушли за столько-то миллионов долларов с молотка. У Шнейерсона получился настоящий арт-детектив, который позволяет заглянуть за кулисы этой "адской кухни" современного искусства. Имена, эпохи, города и особенно детали будут меняться стремительно в безумном танце, а вывод окажется очень простым и скорее грустным: сегодня искусство создают не художники, а дилеры, для которых все эти картины и инсталляции – лишь бездушные вещи, активы вроде акций Google или биткоинов. Вместо развития мы получаем большой восточный рынок в базарный день, где нахваливают бросовый товар и сбывают побрякушки, маскируя их под уникальные артефакты. Если отвлечься от общего посыла книги, то она увлекает не на шутку, хотя текст перенасыщен деталями и трендами, когда, будучи не особо глубоко в теме (да что уж там, плавая лишь на поверхности), уже через несколько страниц начинаешь путаться в именах и терминах. Всё-таки для того, чтобы легко осилить "Бум" и получить от него истинное удовольствие, нужно иметь некоторое представление о том, чем современное и не очень искусство живёт. Как минимум на стартовом уровне вроде Джексона Поллока и иже с ним. Но даже если вы не настолько продвинуты, попытаться стоит.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Такэси Сиота
Голос греха
2021. ЭКСМО 

Аннотация: Этот голос из прошлого… Он звучит – как приговор. Вы нашли среди вещей своего отца старую аудиокассету и потрепанный дневник. И застыли от ужаса. Потому что, читая пожелтевшие страницы, поняли: ваш отец был причастен к самому громкому преступлению последних 30 лет. А с магнитной пленки доносится инструкция преступников, диктующая, куда им должны привезти деньги. И читает ее… ваш детский голос!  

Наше мнение: "Голос греха" – не художественная выдумка, а беллетризация так называемого "Дела Глико Моринага", или "Дела монстра с 21 лицом", которое прогремело в Японии в середине 80-х. Расследование запутанного преступления в бизнес-среде, где слились воедино похищение и шантаж, так ничем и не закончилось, а сама канва надругательства над известным брендом, когда на полки магазинов подбрасывали сладости с синильной кислотой, вообще из разряда креативного криминала. В этой истории до сих пор гораздо больше вопросов, чем ответов. И да, она отлично подходит для детектива, в очередной раз доказывая, что реальная жизнь часто интереснее и неординарнее всех закрученных киношных сюжетов. Сиоте удалось передать весь хаос, психологизм и некую "мистику" ситуации на страницах своего романа, нагнав атмосферы и загадочности. Само дело словно сошло с киноэкрана – столько много там нестыковок. Даже кодовое имя преступника или группы (тот самый монстр с 21 лицом) взято из произведения классика детективного жанра, японского Конан Дойля (или точнее, учитывая характер романов, Агаты Кристи) – Эдогавы Рампо. Для Сиоты интересно не столько дело, сколько судьба отдельных персонажей и попытка посмотреть на события под разным углом спустя три десятилетия, хотя свой собственный ответ на вопрос, что же произошло в злополучном 1984-м, он даёт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Нон-фикшен недели

Майкл Поллан
В защиту еды. Манифест едока
2021. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Глубокое исследование современной культуры потребления еды от эксперта Майкла Поллана. Под едой автор понимает здоровую, настоящую, простую пищу, а не ту, что мы видим в магазинах – в привлекательных упаковках и заявленную как полезная для здоровья. В своей книге он призывает перестать изучать списки труднопроизносимых ингредиентов на упаковках, отказаться от модных диет и заново разобраться, что же такое правильное и здоровое питание.

Наше мнение: Книги "о вкусной и здоровой пище" призваны избавить нас от лукавого и научить походам по магазинам со знанием дела, но в сущности они приводят к обратному эффекту: читатель в потоке новинок (а сегодня это отдельный полноводный жанр) погружается всё глубже в пучину потребительской мифологии. Поэтому, раздобыв очередной томик, заставьте себя не верить всему на слово. Поллан вроде бы поступает верно: он старается объяснить, что поток нон-фикшен о правильном питании глубоко грешен, нафарширован непроверенными фактами и сомнительными экспертами, зачастую простимулированными со стороны корпораций, а популярный ныне подход так называемый нутриционизм (пищевая ценность еды это сумма всех ее отдельных питательных веществ, витаминов и других компонентов) путь в никуда. И тут же скидывает в топку те же самые смыслы, в том числе даёт некоторые рекомендации, которые актуальными были лет 20 назад, и приводит в пример специалистов по питанию, чья репутация вызывает большие сомнения ("Гугл" в помощь!). Советы, которые даёт автор, с логической точки зрения правильные (ешьте не слишком много, в основном растительную пищу, и так далее), но в конечном счёте оторваны от нашей жизни, в которой круговерть школ, офисов и перерывов на обед урывками всё равно ведёт нас за ручку к фастфудам. Защищать тут надо не еду, а нас от неё! Впрочем, как сборник базовых знаний и попытка разрушить мифы книга будет, несомненно, полезной. Благо читается легко.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: