Фем-роман недели

Юлия Яковлева, Карина Добротворская
Мужчина апреля

2021. ЭКСМО

Аннотация: В мире будущего сбылись все пророчества настоящего, и Грета Тунберг стала божеством толпы. Смертельный вирус убивает только мужчин, поэтому каждый редкий представитель бывшего сильного пола слаб и уязвим. Преступления против животных караются едва ли не жестче, чем преступления против людей. Каждая эмоция подлежит контролю, а за лишний грамм веса ты получаешь штраф...

Наше мнение: Если пролистать список новинок этого года, то как минимум несколько раз вы наткнётесь на клонированный "Рассказ служанки" наизнанку. Взгляды "авторок" всех мастей в будущее, когда мужчинам внезапно поплохело и они на радость (или не совсем радость) прекрасному полу перестали чадить и портить атмосферу, набирают критическую массу. Вот только жанры разные – от технотриллера "Земля матерей" (выйдет в конце года на русском) до лёгкой женской антиутопии в "Мужчине апреля". Яковлева до сих пор отметилась "Ленинградскими сказками", крепкой подростковой военной прозой в пяти томах, а Добротворская – сентиментальным романом о любви в антураже богемного Петербурга 90-х ("Кто-нибудь видел мою девчонку?" экранизировали). В тандеме у них вышла простенькая, ни к чему не обязывающая юмористическая не то полуфантастика, не то слегка гипертрофированная реальность, в которой они собрали не "Этвуд плюс Оруэлл", как гласит аннотация, а скорее ироничный гербарий всех либеральных трендов и мемов последнего времени. Более-менее удачно и развлекательно. И даже творящийся абсурд на фоне новостной повестки не выглядит безумным. Эпитеты, которые гуляют в Сети (амбициозная антиутопия, захватывающий роман-размышление), на самом деле так себе и не про этот текст точно. Но лёгкое послевкусие от него будет в виде мотивации задуматься о том, что даже самые светлые идеи могут быть превращены в монстра, если перегнуть палку, и что наши представления о мире – лишь условность. Банально, но факт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

"Марсианин" недели

Энди Вейер
"Проект "Аве Мария"

2021. АСТ

Аннотация: Райланд Грейс приходит в себя на борту космического корабля. Он не помнит своего имени и понятия не имеет, как здесь оказался. Единственное, что он знает наверняка, это то, что он спал, а сейчас проснулся и компанию ему составляет парочка мертвецов. Воспоминания приходят обрывочными картинками... Похоже, когда-то он работал школьным учителем, а потом... черт, да что же случилось потом?

Наше мнение: Энди Вейер – Золушка современной литературы. Редко когда дебют (тот самый прогремевший "Марсианин") не просто становится бестселлером, но и в мгновение ока переносится в Голливуд в цепких лапках гуру Ридли Скотта да ещё с  Мэттом Дэймоном. Впрочем, музыка играла недолго: второй роман "Артемида" получил очень смешанные отзывы. Лично я его дочитал далеко не с первого раза, отчасти через силу: слишком он был камерным и скучным. Считайте "Аве Мария" возвращением в форму бывшего программиста, ставшего литератором. Смесь очередного "выживача" (на этот раз в космосе, а не на Марсе) и ироничного приключения в замкнутом пространстве. Условности от Вейера все на своих местах: будут и штампы, и наивность, и пустоты в повествовании и динамике. Но они не мешают, ибо третий роман автора воскрешает в памяти ту самую твёрдую научную фантастику, которую мы, кажется, безвозвратно потеряли. Во-первых, американец рисует не очередное "фэнтези" с от балды созданными законами и летающими через полгалактики кораблями, а обращается к научным знаниям, при этом актуальным. Как может. Во-вторых, герои, диалоги и антураж выглядят живо и не занудно. Конечно, Вейер явно вдохновлён опытом "Марсианина" и сразу добавляет голливудского лоска с намёком на экранизацию, но, кажется, не перебарщивает. В целом "Проект" получился. Главное, дальше опять не сделать два шага назад.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Вито Франкини
Хищный зверь

2021. ЭКСМО

Аннотация: В одном из престижных кварталов Рима происходит то, что полиция поначалу принимает за убийство и самоубийство: муж и жена найдены в своей постели, он с пистолетом в руке. В ходе следствия обнаруживается загадочный человек, с которым обе жертвы контактировали в день смерти. Детектив Сабина Монделло быстро попадает под действие его мощной харизмы, потрясающей притягательности и блестящего ума.

Наше мнение: Современной итальянской литературы в России издаётся немного. Тем более под грифом "Национальный бестселлер" и одновременно с аннотацией, которая годится для второсортного скандинавского нуар-детектива. А вот что будет дальше, вызывает удивление. На поверку "Хищный зверь" оказывается мрачной мелодрамой с нарочитым психологизмом, выдвинутой на первый план сексуальностью и попыткой погрузить в вязкую, тягучую атмосферу. Поначалу текст ещё прикидывается детективом, но после доброй сотни страниц окончательно перестаёт интриговать расследованием, а интрига так и не возвращается. Текст можно назвать местами абсурдным, парадоксальным, странным нуарным "гаремником", если бы не одно но: автор – капитан итальянской полиции и уверяет, что книга основана на реальной истории, лишь чуть приукрашенной. При этом роман, несмотря на изрядный сериальный мелодраматизм, почему-то затягивает и просто-напросто заставляет себя дочитать. В большей степени – внутренней философией (здесь её много и даже чересчур) и бесконечными беседами о "тщете всего сущего", точнее, запутанных отношениях не только мужчин и женщин, но внутри общества в целом. Манипулятор, напоминающий лидер-сектанта, не просто ведёт бесконечные заумные разговоры с женщиной-детективом, попавшей к нему в капкан, но и призывает читателя переосмыслить вечные темы. Да-да, что такое любовь, в чём смысл жизни и далее по списку. Занятно, но если вы хотите триллера, как обещают анонсы в Сети, можете разочароваться.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

"Их нравы" недели

Алексей Тарханов
До востребования, Париж

2021. АСТ

Аннотация: Алексей Тарханов – журналист, архитектор, художественный критик, собственный корреспондент ИД "Коммерсантъ" во Франции. Вместе с автором мы увидим сегодняшний Париж – зимой и летом, на параде, на карантине, во время забастовок, в дни праздников и в дни трагедий. Поговорим о еде и вине, об искусстве, о моде, ее мифах и создателях из Louis Vuitton, Dior, Hermès. Услышим голоса тех, кто навсегда влюбился в Париж: Шарля Азнавура, Шарлотты Генсбур, Zaz...

Наше мнение: Экспаты, временные или постоянные, окопавшись на месте, активно пишут путевые заметки и сочинения об "их нравах". Если вы часто натыкаетесь на крайне раздражающие, малограмотные эссе, граничащие с "Википедией", то не одиноки. Сочувствую вам – я тоже! Томик зарисовок и дневниковых записей Алексея Тарханова – редкий случай не просто занимательного чтива, а того, которое, с одной стороны, сочетает хорошие стиль и язык, с другой – дает представления о стране больше, чем иная серия телепередач. А ведь тут только буквы, без визуала. Даже если вы не были в Париже, натурально вас будут преследовать запахи, образы, картинки. И жизнь в столице Франции освещена не только по линии круассанов, вина, высокой кухни, моды и прочих стереотипов (хотя тут всё также очень любопытно), но и в сотнях других менее очевидных тематик: "суровая" парижская зима, фантомные боли населения, реакция на теракты Charlie Hebdo, "жёлтые жилеты" и коронавирусные ограничения. Один мужичок, который написал объяснительную для полицейских на выход из дома с пометкой "пошёл топиться, не могу больше сидеть с женой", чего стоит! Ну и сами встречи с Евой Грин или Zaz в домашней обстановке – это прелесть! В общем, вы уже поняли: читается влёт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мемуары недели

Джилл Байден
Там, где свет

2021. ЭКСМО

Аннотация: Джилл Байден, первая леди США, жена президента Джо Байдена, откровенно рассказывает о том, скольких душевных сил потребовало построение семьи и собственной жизни. От веселых розыгрышей в юности до заложенных ею семейных традиций, которые помогали преодолеть трагедии и кризисы: развод, болезнь и неудачи мужа, смерть пасынка...

Наше мнение: Когда у тебя за спиной несколько десятков мемуаров от политических гигантов из-за океана (в основном – в оригинале), складывается чёткое понимание, что в США орудует целая банда литрабов, вписывающая воспоминания в шаблоны. Это не значит, что карета в один миг превращается в тыкву, ибо личный опыт – прежде всего. Просто факт. У Джилл Байден акценты лишь немного иные, хотя стилистика, понятно, классическая для такого рода творчества. Во-первых, политики Джилл касается поверхностно, в основном в бытовом плане. При этом подано это не откровенно демонстративно (мол, не хочу туда лезть, это мужнино дело). Читать о том, как она "убегала" из Белого дома покупать подарки супругу или пыталась сообразить, как разместить охрану на лекциях, чтобы не пугать студентов, как минимум занимательно. В целом же её книга – о семейных ценностях, вере, непростом пути в отношениях, потерях и обретении себя, а не о тайнах мадридского... пардон, вашингтонского двора. Во-вторых, в отличие от многих железных леди (возьмите Хиллари Клинтон, Мишель Обаму или недавний опус Камалы Харрис, первой женщины вице-президента Америки), она не старается быть намеренно назидательной. Учить, наставлять – не то чтобы её. Разве только по касательной, пунктиром. В-третьих, воспоминания кажутся достаточно искренними, эмоциональными и лаконичными. Да, есть в этом классический заход в человеческое измерение, женскую прозу, расчёт понятный, но это не уходит в пассив. В меру увлекательно.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: