Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Бестселлер недели

Кэролайн Куни
Лицо на пакете молока
2021. Бомбора 

Аннотация: Дженнисамая обычная девочка-подросток. У неё идеальный дом и любящие родители. Но однажды она видит изображение пропавшей девочки на коробке молока и узнает в ней себя… Вся её жизнь теперь кажется ей обманом. Она не верит, что её родители способны похитить ребёнка. Но почему тогда ей не показывают свидетельство о рождении, в доме нет детских фотографий, а внешне она совсем не похожа на маму с папой?

Наше мнение: В книжном мире – так же как с "детскими" сосисками, на упаковке которых радостно тусуются витаминчики. Каждая аннотация – это настоящий шедевр маркетинга. Все великие, влиятельные, расходящиеся как горячие пирожки. Бестселлер Amazon, первая часть мини-сериала, проданного тиражом аж в 15 млн копий по всему миру – ну и всё такое прочее. Теперь после прелюдии должно быть отрицание: мол, ширпотреб и "пипл хавает". А вот и не совсем. Просто завязка и основная интрига "Лица на пакете молока" – пожалуй, самое интересное, что есть в романе. Возможно, цикл нужно рассматривать в развитии, и по дебюту выводы делать поспешно, но эта книга не особо выбивается из американского шаблона young adult. Она предсказуемая, очень простая по своему стилю и языку, без интересных поворотов и глубокой внутренней философии, несмотря на попытки некоторых критиков здесь нарисовать "потрясающую историю взросления" с психологическим подтекстом. Подспудно все 250 страниц романа в голове назойливой мухой крутилась мысль: совсем скоро главная героиня должна была спросить родителей напрямую: "Вот я на пакете молока. Пожалуйте объясниться!" И всё бы кончилось! Но лёгких путей она не ищет. Общее ощущение от книги – Куни пришла в голову отличная завязка, но довести до ума её в виде захватывающего текста не вышло. Да, возможно, в свои 13–15 лет, чудесное время поиска и ошибок, вы бы вели себя максимально нелогично, но, кажется, совсем не так, как делает это Дженни с её метаниями. Тем не менее, молодёжной аудитории должно зайти: очень жизненно написано. Да и в принципе читается текст легко: за вечер.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Большой роман недели

Рои Хен
Души
2021. Фантом Пресс 

Аннотация: Поначалу не догадаться, что Гриша, молчаливый человек, живущий с мамой в эмигрантской квартире в Яфо, на самом делестранник времени. Его душа скитается из тела в тело, из века в век на протяжении 400 лет: из дремучего польского местечка в венецианское гетто, оттуда на еврейское кладбище в Марокко и через немецкий концлагерь в современный Израиль. Подробнее: кто победит душа или тело, фантазия или реальность? Жизнь это подарок или наказание? И кто же та самая душа-близнец, которую Гриша ищет уже четыреста лет?

Наше мнение: Рои Хен написал своеобразный роман-игру. Не в том смысле, что здесь будет очень весело, авантюрно и "вообще интерактив". Нет, речь о том, что каждый возьмётся трактовать "Души" максимально по-разному, исходя из своего бэкграунда и менталитета. При этом издатель составил слишком подробную аннотацию, что граничит с предисловием: с детства не люблю это порождение советского литературоведения, когда тебе по косточкам раскладывают роман прежде, чем ты к нему приступишь. Но "спалился" редактор не полностью. "Души" – это и роман-метафора, и роман-мифология, и роман-путешествие, и даже где-то текст с чётким психологическим оттенком (или психиатрическим, кто как любит). Автор специально "смущает" читателя вставками "исповедей" матери главного героя, которая называет это самое переселение душ фикцией, а вам уже предстоит сделать свой выбор: решить, так ли это. При этом выбор будет не единственный, развилок очень много. В частности, та же самая легенда о Вечном жиде, обречённом скитаться по Земле. Об этом ли пишет израильский автор? В любом случае мы вряд ли узнаем. Смыслов и идей в тексте зарыто целое множество. Это бесполезное прозябание в мире, жизнь без цели, спор о первичности души и тела. При этом Рои Хен детально воскрешает жизнь евреев в разные эпохи и, пожалуй, опосредованно в своих героях пишет о всей истории многострадального народа.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Страноведение недели 

Юни Хонг
Корейская волна
2021. ЭКСМО 

Аннотация: Дорама, корейское кино, К-pop, видеоигры, Samsung, Hyundai – эти и другие корейские слова плотно вошли в повседневную жизнь. Сейчас Южная Корея – 15-я в мировой экономике, а Сеул выглядит как настоящий город будущего! Объём продаж корейской косметики выше, чем у Chanel и LVMH, а корейская индустрия видеоигр занимает четверть мирового рынка! Как же произошло, что всего за несколько десятилетий из бедного государства Южная Корея превратилась в передовую страну, которая завоевала любовь и восхищение миллионов людей?

Наше мнение: Для всего мира Корея – это новая Япония, поставщик модных трендов и страна, ассоциирующаяся с будущим, в которое она буквально впрыгнула за несколько десятилетий. И не показывайте на Дубай: на корейском полуострове нет богатейших запасов нефти, а местная культура как раз максимально традиционная и консервативная. Если вы не особо разбираетесь в менталитете, то даже удивитесь, насколько именно. Разумеется, увлечение страной приводит к штамповке книг об "этих странных корейцах". По большей части в виде справочников или путевых заметок: приехал, пожил, проникся (или родился-вырос и решил донести до всего мира восторг от родных пенат). У Юни Хонг всё немного иначе: она родилась в США в корейской семье, а затем переехала на историческую родину в возрасте 12 лет и осталась. Поэтому её взгляд на вещи нельзя назвать предвзятым сразу с обеих сторон. История адаптации к очень непривычной по-западному культуре – отдельная песня, здесь много интересных моментов. Основная идея автора – попытаться понять, как страна, в которой ещё в 80-е годы "спокойно" расстреливали молодёжные демонстрации в поддержку реформ, вдруг превратилась в заповедник небоскрёбов и трендсеттеров (не говоря уже о дорамах и K-pop). И тем интереснее, что путь Кореи не похож ни на кого – в том числе Китай и Японию. Практически весь прогресс – заслуга государства. Даже стартапы здесь финансируются из бюджета. У Юни Хонг всё выходит доходчиво и лаконично. Разве что какого-то логичного обобщения и итога в финале не вышло. Но, возможно, это лишнее: выводы сделаем сами.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мемуары недели

Ник Мейсон
Наизнанку
2021. Азбука-Аттикус  

Аннотация: Одна из величайших музыкальных групп современности давно заслуживала жизнеописания соответствующего масштаба. И вот наконец оно появилось! В книге, названной им "Наизнанку", бессменный барабанщик бессмертной группы и единственный постоянный участник всех её составов излагает свой личный взгляд на историю всемирно знаменитого коллектива, от психоделического подполья 1960-х гг. до стадионных шоу, затяжных мировых турне и тиражей в сотни миллионов пластинок. Книга публикуется в новой редакции, с множеством дополнительных материалов.

Наше мнение: Однозначно мемуарная классика из мира рок-легенд. Разумеется, про культовых Pink Floyd фанаты прочли бы что угодно, если бы рядом с заголовком красовалась фамилия одного из участников. Но это не тот случай, когда стоит делать скидку. Мейсон, барабанщик и бессменный участник "пинков", – рассказчик потрясающий. Его воспоминания детализированные, насыщенные атмосферой 60-70-х и живыми характерами, но в то же время очень лёгкие в прочтении и просто нафаршированные иронией и юмором. Здесь нет традиционных "сухарей" с датами и перечислением наград. Всё очень живо, ярко и максимально увлекательно. Есть и личное мнение автора, что также ценно. Ну а иллюстрации, коих невероятное количество, и в целом оформление – даже не вишенка на торте, а верхний слой, который хочется сразу "попробовать пальцем", полистать. Дополнительные фотографии взяли из личного архива Ника Мейсона. До этого они выходили, как пишет издатель, только в специальном выпуске книги на родине – в Великобритании. Даже если вы не фанат "пинков" и слышали только о "стене", есть большой "риск", что вы подсядете.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Фантастика недели

Аластер Рейнольдс
Чёрные паруса
2021. Азбука 

Аннотация: Когда-то Адрана и Арафура Несс мечтали о путешествиях, приключениях и богатствах. Теперь им принадлежит космический парусник "Мстительница", однако вместе с кораблем сёстры унаследовали чудовищную репутацию его прежнего владельца. Вынужденные скитаться по мрачным задворкам обитаемого космоса, они придумывают план, который позволит им вернуться в гостеприимные края, а потом разгадать важнейшую для человечества загадку тринадцати Заселений, узнать, как и почему в окрестностях Старого Солнца возникали очаги цивилизации. Но это весьма непростая задача...

Наше мнение: Рейнольдс – в числе не дутых звёзд современной научной фантастики. Тех, кто не заигрывает с шаблонами, не пытается понравиться, ищет и находит. "Чёрные паруса" – вторая книга в трилогии, в которой "йо-хо-хо" и бутылку рома перенесли в открытый космос. Сам по себе флибустьерский мир далёких галактик получился как минимум нестандартным и занимательным, а пуще того – вполне реалистичным (разумеется, в рамках научно-фантастического сеттинга). Для автора история вышла не особо типичной и тем более масштабной, как любят фанаты жанра (особенно космоопер). Она скорее камерная: развивается неспешно, никто не палит из огромных пушек по галактическим воробьям, есть масса взаимодействий внутри коллектива и ролевые игры, своя философия, а также непростые экскурсы в историю созданного Рейнольдсом мира. Ну и самое важное – страшные тайны здесь переходят из одного тома в другой, обрастая... правильно... другими тайнами. Что в общем-то неплохо: это же пиратская история с сундуками и пиастрами. А вот с увлекательностью самого действия всё не так мощно. Вы не будете ждать каждой следующей страницы, чтобы понять, что там за поворотом. Скорее предпочтёте раствориться в атмосфере и представить себе новый мир. С этим у Алистера всё хорошо.