"Лауреат Нобелевки" недели

Мо Янь
Сорок одна хлопушка
2021. ЭКСМО 

Аннотация: В городе, где родился и вырос Ля Сяотун, все без ума от мяса. Рассказывая старому монаху, а заодно и нам истории из своей жизни и жизни других горожан, Ля Сяотун заводит нас все глубже в дебри и тайны диковинного городка. Страус, верблюд, осел, собака  –  как из рога изобилия сыплются угощения из мяса самых разных животных, а истории становятся все более причудливыми, пугающими и… смешными. Повествователь, сказочник, мифотворец, сатирик, мастер аллюзий и настоящий галлюциногенный реалист…  

Наше мнение: "Сорок одна хлопушка" (2003), пожалуй, не идеальный выбор для первого знакомства с текстами одного из двух обладателей литературной Нобелевки от Китая (кстати, второй, а хронологически первый, Гао Синцзянь, критик властей Поднебесной и с 1998 года гражданин Франции). Лучше возьмите блестящую, многогранную этническую сатиру "Устал рождаться и умирать" или культовый сюрреалистический текст "Страна вина", пожалуй, более всего известный в России. И не потому, что "Хлопушки" плохи, ни в коем случае. Но, в отличие от перечисленных романов и ряда других (того же "Красного Гаоляна"), свежепереведённый в меньшей степени дружелюбен по отношению к читателю и закидывает его, беспомощного, по полной в тот самый "галлюциногенный реализм", которым славится китайский прозаик. За прообраз, как в "Стране вина", Мо Янь берёт одного из своих любимых писателей – Франсуа Рабле с его "Гаргантюа". В обоих случаях в центре книги – одержимость едой, потреблением и прочие грехи, свойственные современному Китаю. Сам автор всегда отказывается от параллелей с нынешней Поднебесной: мол, просто сюжет, ничего личного, но всем всё понятно. "Хлопушки" – это лихо закрученная и непростая в своей структуре фантасмагория, перенасыщенная деталями, именами и бесконечной сменой фокуса. Через какое-то время вливаешься в поток и местами теряешься в нём, путая вымысел и реальность (планы чередуются). Мо Янь по традиции смешивает современность с народными сказаниями, но через обязательную призму сатиры и каламбуров, нередко доводя всё дело до иронии. А в широком смысле роман – пёстрая галерея характеров из народа и яркая панорама провинциальной жизни. Той самой, не героической, настоящей, несмотря на всю психоделичность происходящего в тексте. 

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Фэнтези недели

Роман Папсуев
Битва за Лукоморье
2021. ЭКСМО 

Аннотация: Уникальный проект "Сказки Старой Руси", созданный в 2015 году художником и писателем Романом Папсуевым, основан на славянском фольклоре, русских народных сказках и былинном эпосе. Знакомые с детства герои перемещены в авторскую фэнтези-вселенную, где их ждет немало подвигов и приключений. Яркий, самобытный мир, родные и при этом новые образы – такого вы еще не видели!

Наше мнение: Славянские сказки как никакие другие идеально подходят для превращения в фэнтези. Да что там говорить, нередко это уже готовый сюжет или практически законченное произведение в жанре. Да и классики тут активно потоптались – всякие Гоголи с Пушкиными. Современную русскую главу открыли Юрий Никитин с его серией романов "Трое из леса" и, разумеется, Мария Семёнова с "Волкодавом". А дальше понеслось с разной степенью фэнтезийности: рубановский "Финист Ясный Сокол" – из последнего. Папсуев здесь стоит особняком, ибо он не просто запустил цикл, но подошёл к нему почти по-научному, создавая полноценную мифологию – как в тексте, так и в иллюстрациях (посмотрите его артбуки, напоминающие гайды к видеоиграм). Богатырями и Василисой Премудрой здесь дело не обошлось, есть даже Колобок (только агрессивный и вечно голодный). В общем, с фантазией у автора всё хорошо. Попробовав сам, Папсуев решил поделиться с другими и запустил межавторский цикл. В первом томе "Битвы" в соавторах, в частности, Вера Камша, которую фанатам исторического фэнтези представлять смысла нет. Четыре сотни страниц читаются как вольная интерпретация славянского фольклора: будут в ней Добрыня, Китеж, Садко – в общем, весь джентльменский набор, объединённый единым миром, то есть собранный в одной реальности, которую создаёт Папсуев. Написаны фэнтези-рассказы в современном ключе, но с лёгкой лингвистической стилизацией, в полной мере выполняют свою развлекательную функцию и закидывают удочку с продолжением мифотворчества во втором томе.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели 

Чарльз Харрис
Комната 15
2021. ЭКСМО 

Аннотация: Однажды ночью он очнулся на улице с разбитой головой. Последние полтора года жизни исчезли из его памяти. Он пытается раскрыть новое дело об убийстве медсестры и вспомнить всё, когда на него нападает незнакомец с ножом. Инспектор уверен: его собственные коллеги замыслили что-то недоброе. Чтобы докопаться до истины и оправдать себя на суде, Росс Блэкли должен во что бы то ни стало вспомнить каждый день и восстановить настоящую историю.

Наше мнение: "Комната 15" пытается сыграть на поле максимально запутанных триллеров с толикой мистики, в которых подозрения ложатся на всех и каждого, а понять, виновен главный герой или нет (и что произошло), долгое время просто нереально. Кажется, что автор сам этого не знал до определённого момента. А когда понял, устроил эффектный финал, который смотрится несколько удивительно после долгого, несколько мутного (не в плохом смысле) и тягучего повествования. Если уходить в поп-культуру, то в голову приходят первый и третий сезоны "Настоящего детектива" и иже с ними. Это роман-саспенс, в котором читатель постоянно меняет точку зрения, проходит все стадии замешательства, сомнений, ошибок. Типичного блуждания в поисках ответа здесь нет. Скорее, вас подсадят на атмосферу, настроение истории и внутренний мир героя – автор больше уходит в психологию, чем в расследование. В любом случае своего результата Чарльз Харрис добился: в детективном мире, где большинство историй написано по чётким шаблонам, британец умудряется выделиться. Читать стоит. 

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Историческая книга недели

Агостино Бальяни
Тело папы
2021. АСТ 

Аннотация: Книга известного итальянского медиевиста Агостино Паравичини Бальяни представляет собой масштабный экскурс в историю папства – древнейшего духовного института Европы. Читателю предстоит познакомиться с ритуалами, сопровождавшими избрание и погребение понтификов, узнать, какие сакральные начала скрыты за их телесной оболочкой и как курия толковала понятия бренности и вечности.  

Наше мнение: Филигранный труд, который придётся ко двору любому почитателю средневековой истории. Для начала, кажется, нужно быть хотя бы немного в теме: знать какие-то исторические вехи, даты, не путаться в хронологии. Но в принципе и вне богатого кругозора по прошлому Европы на страницах "Тела папы" можно надолго задержаться, ибо Бальяни здесь не меньше культуролог и антрополог, чем историк. Ценен текст даже не столько обращением к специфической теме (до итальянца под таким соусом её комплексно не рассматривали) и подробным историческим экскурсом в неё, сколько возможностью проникнуть в мировоззрение людей, которые жили тысячу лет назад. Ведь сегодня мы привыкли проецировать свои мысли и чувства на минувшие столетия, что в корне неверно. Бальяни на богатом материале из законов, писем, хроник рассказывает, как думали и принимали решения в Средние века, почему жизненно важными были ритуалы, как народ реагировал на вопросы святости и воспринимал вечность. Даже для тех, кто увлекается темой, будет масса всего интересного, достойного вопросов к "Что? Где? Когда?". Одни "папские погромы", следующие за смертью каждого понтифика и предшествующие назначению преемника, чего стоят. При этом, несмотря на безумную детализированность текста и феерическое жонглирование источниками, итальянский историк в компании переводчика смог сделать книгу легко читаемой и временами даже захватывающей.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Биография недели

Камала Харрис
Истины в моем сердце. Личная история
2021. ЭКСМО  

Аннотация: Бестселлер New York Times, Sunday Times и Spiegel, переведенный на многие языки мира. Одна из самых влиятельных женщин современного мира просто и вдохновляюще рассказывает о своей необыкновенной жизни и карьере. Камала Харрис – первая женщина на посту вице-президента США. Ее называют наиболее вероятным кандидатом на пост президента США в 2024 году, кроме Джо Байдена. Всего за 10 лет Камала из рядового прокурора взлетела на олимп власти и сейчас находится в одном шаге от кресла самого сильного политика на Земле. На этом пути Харрис никогда не боялась ломать стереотипы и не отступала перед трудностями.

Наше мнение: Каждый уважающий себя американский высокопоставленный политик, выйдя на пенсию, получает круглую сумму от издательства за свои мемуары. У Камалы Харрис, действующего вице-президента США, история несколько иная – она не закончена. Книга вышла за океаном в 2019 году, когда ещё не было понятно, сможет ли она баллотироваться и уж тем более победить (на пару с Байденом). Когда в Белом доме всё закончится, несомненно, сюжет будет дописан (страсти в американской политике сейчас бурлят нешуточные, есть о чём рассказать), но в принципе уже "то, что есть" достойно автобиографического текста. Каждый раз в случае мемуаров первых лиц трудно сказать, насколько здесь высок вклад литрабов, если они вообще были, но "Истины в моём сердце" написаны по лекалам стандартных политических мемуаров из-за океана: в меру развлекательно, в меру познавательно, в меру эмоционально. Ну и, разумеется, не обходится без мотивационной классики по всем аспектам жизни и работы: не сдавайся, стремись искать правильные примеры в жизни, не будь просто биологической матерью, будь другом для детей и прочие вроде бы банальные, но важные жизненные истины. В принципе, такие истории успеха по-американски нужны, чтобы вдохновлять. У Камалы для своей нации сошлось почти всё: первая женщина, азиатка и афроамериканка (мать из Индии, отец с Ямайки) на посту вице-президента. Ну чем не политкорректная сказка?!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: