На выставке, которую подготовили ученики и педагоги в рамках проекта "Школьный музей Победы", представлены уже рассекреченные документы и личные предметы агентов русских спецслужб. Но наше внимание, конечно, привлекли два самых ярких экспоната в центре зала – японские кимоно. Они принадлежали Биби-Иран (настоящее имя Ирины по паспорту) Алимовой и Шамилю Хамзину – русским разведчикам-нелегалам, которые были отправлены в Японию после Великой Отечественной войны с целью добычи "полезной информации". Один из близких знакомых Биби-Иран, педагог военно-исторического музея школы № 1186, посвящённого разведчикам, Дамир Еникеев приоткрыл Metro завесу тайны над их личной жизнью и работой за рубежом:

– До командировки Биби-Иран и Шамиль Абдуллазянович знакомы не были, – рассказывает он. – По легенде, которую придумало руководство СССР, разведчики должны были пожениться. Они играли роль уйгурской пары, бизнесмена Энвера Садыка и его супруги Хатичи, которые занимались торговлей. В тот момент Шамиль уже работал по линии внешней разведки в Китае, а Биби-Иран вернулась на родину для подготовки к переориентировке из Вены, где встретила окончание Великой Отечественной войны. Им одновременно показали фотографии друг друга на предмет симпатии, и оба кивнули положительно. 

Свадьбу сыграли уже в Китае, а в 50-х годах перебрались в Японию, где сняли небольшой домик. Часть его чуть позже они сдали в аренду, как потом выяснилось по необыкновенному совпадению, паре сотрудников из ЦРУ.

Необходимость послать "своих" в Японию у СССР возникла потому, что группа Рихарда Зорге, которая работала в этой стране, была уничтожена японской контрразведкой в 1944 году. СССР потерял источники информации о Японии, которая могла быть потенциально опасна из-за сближения с США. Поэтому нужны были агенты-нелегалы.

– Шамиль вел разведработу, а Биби-Иран шифровала полученную информацию и передавала ее на родину, – объясняет Еникеев. – Делать это было особенно трудно, так как японские и американские спецслужбы сильно глушили радиосигналы, в результате чего у Биби-Иран начались проблемы со слухом.  

За время японской "командировки" паре разведчиков удалось провести операцию под названием "Меч самурая": они узнали о местонахождении новых военных баз в Японии, а также и то, что США стали вооружать нашего восточного соседа.

Вернувшись на родину через 13,5 года, они могли бы выйти в отставку и разойтись, но...

– Они поженились по легенде и остались верны ей до конца, – говорит Еникеев. – И даже то, что пара была вынуждена отказаться от детей из-за службы, не разрушило их союз.

Биби-Иран пережила мужа на 20 лет. 

– Он умер в 1991 году, в год развала СССР, поэтому ей было особенно тяжело, – вспоминает Еникеев. – Но в силу профессии она хорошо умела сдерживать эмоции. На кладбище у могилы мужа она случайно познакомилась с директором школы № 1186. С этой встречи и началось создание музея.

– Она хотела, чтобы музей был не только о ней и её муже, но и о других разведчиках. И она успела осуществить свою мечту.