Практикующий психолог, преподаватель Московского института психоанализа Анастасия Пономаренко рассказала "Известиям", какие факторы способствуют росту ажиотажа во время "черной пятницы" и дала совет, как не стать жертвой маркетинговых технологий.
Специалист напомнила, что основная цель любого магазина – получение прибыли, поэтому торговые компании очень хорошо изучают поведение людей. Известно, что человек испытывает меньше эмоций, если он получит прибыль в $200, чем потеряет $100.
Эксперт пояснила, что короткие сроки вводят покупателя в стрессовое состояние, поэтому распродажи всегда длятся короткое время. Человек в стрессе хуже соображает, у него включается эмоциональный мозг. Психолог Даниэль Каниман выделяет "систему 1" и "систему 2". "Система 2" включается, когда нужно поразмышлять, а "система 1" работает на автомате. Задача маркетолога крупного торгового центра – отключить у человека "систему 2", чтобы он не размышлял, а действовал на инстинктах, как действовал древний человек : "видишь добычу – хватай и беги, пока другое племя ее не схватило".
Еще один эффект распродаж – получение быстрых эндорфинов, которые дают ощущение удовольствия без особых затрат. Мы живем в очень тревожное время, отметила Пономаренко. Поэтому психологи считают, чтобы привести нашу тревогу в норму, человеку нужно получить минимум семь осознанных удовольствий. А удовольствие от распродажи наступает быстро и ярко, поэтому люди приходят за ним, чтобы снизить тревожность.
По мнению Пономаренко, самый лучший способ понять, нужна ли вещь, которую человек хочет купить на распродаже, это спросить себя: "Купил бы я эту вещь, если бы она продавалась без скидки?"
Источник: информационный портал "Известия" - IZ.RU