"Соседи! Поделитесь, пожалуйста, опытом, где сейчас зарабатывают себе адекватную сумму на жизнь студенты-очники?" – такой вопль о помощи раздался в соцсети одной из районных групп Москвы.

Писала мама студента 5-го курса, чья стипендия составляет всего 4 тыс. рублей. Специальность у парня экзотическая – вертолётчик. На профильных заводах только что прошли сокращения и работы нет. Да и сложно работать на заводе в режиме 5 на 2, когда половину недели занимает учёба.

Парень вовсе не бездельник, подрабатывает на кафедре. Но в сумме все доступные заработки составляют всего около 10 тыс. рублей.

Участники группы не только обрушили на голову родительницы множество советов, но и порадовали широтой взглядов. Одни настоятельно рекомендовали обучение за границей и бесплатные стажировки в западных компаниях. 1000 евро в месяц потянуть нетрудно, говорили эти добрые люди, на что бедная мать отвечала гордым молчанием. Другие возмущались "жадностью" будущего вертолётчика и по-доброму советовали не капризничать и жить на 4 тысячи. Впрочем, большинство отнеслось к материнской заботе с пониманием и честно признали – проблема есть. Если вы не сын олигарха и у вас всё в порядке с совестью, вам будет стыдно, как студенту вуза, сидеть на родительской шее.

Это чувство испытывают тысячи студентов столицы. Как выяснилось, они подрабатывают массово. Увы, наши стипендии не настолько велики, чтобы молодой человек в Москве чувствовал себя уверенно. Самая распространённая подработка – репетиторство. Вчерашние школьники  учат школьников сегодняшних, причём и тем и другим это нравится.

Екатерина учится на 4-м курсе мединститута. Получает аж две стипендии – повышенную в своём вузе (примерно 4 тыс. руб.) и стипендию правительства Москвы (6,5 тыс. руб.). Но этого всё равно не хватает. Она уже третий год подрабатывает репетитором по биологии.

– Первый раз я начала заниматься с сыном знакомых на первом курсе, – рассказывает девушка. – А на втором уже дала объявление – и заработало сарафанное радио. Желающих заниматься хватает. Я уже чувствую себя опытным преподавателем.

Трифон учится на 1-м курсе бакалавриата "Мировая экономика и политика" НИУ ВШЭ. Репетиторством занялся ещё летом, после сдачи ЕГЭ. Преподаёт школьникам историю. Пока ученик только один и заработать получается немного. Но Трифон считает, что ему самому эти занятия, возможно, полезнее, чем ученику.

– Я начинаю понимать, как правильно презентовать материал, – говорит он. – Меняю форматы, стараюсь быть интересным. Многие вещи приходится учить самому. Ещё я учусь коммуникации с родителями. Надо понимать, что от тебя хотят, и уметь установить контакт с заказчиком.

Родители, чья студенческая молодость прошла в советское время, с одобрением относятся к идее подработки во время учёбы. Правда, сравнивать те времена с нашими довольно трудно. Размер стипендии в вузе тогда составлял примерно 40–45 рублей. Этого вполне хватало на жизнь, пусть не шикарную, но вполне достойную.

– Я окончила свой первый институт в 89-м году, – говорит Ольга, мать двоих взрослых детей. – Жила в общаге на стипендию. Мама каждый месяц выдавала только 10 рублей. В принципе хватало и поесть, и в театр сходить. Но я стала подрабатывать со 2-го курса. Даже эти жалкие 10 рублей, которые давала мама, брать было стыдно. Мы были заточены на очень раннее взросление и полную самостоятельность. Моих детей я так же воспитывала. Старшая дочь начала полноценно работать с 3-го курса.