3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Как изменится русский язык без мата, рассказал Metro доктор филологических наук Михаил Осадчий

Пострадает ли язык, если из него полностью исчезнет ненормативная лексика?

Никто не властен взять и выкинуть что-то из языка. Язык такой, какой он есть. Это продукт коллективного разума, нашей культуры в совокупности со всеми его свойствами, которые могут оцениваться кем-то позитивно или негативно, независимо от того, как мы относимся к мату, к временным формам, падежам. Эти явления в языке есть и будут. Другое дело, что можно порицать или приветствовать те или иные стандарты. Но мат из русского языка выкинуть нельзя. Это абсолютно невозможно. Из речевой культуры можно попробовать мат изгонять – выражать публично негативное к нему отношение, надеясь, что публичное порицание как-то повлияет на других людей.

Как вы относитесь к словам – заменителям мата?

Зачем использовать эвфемизмы, когда у матерных слов, по большому счёту, нет никакого смысла. То есть слово на три буквы не обозначает мужской половой орган – это эмоции, экспрессия. Нужно обучать людей выражать свои чувства более мирными и приемлемыми средствами речевой культуры. Русский язык в этом плане абсолютно богат и многогранен.

Что вы думаете по поводу мата в искусстве?

Эта сфера предполагает создание образов, которые должны соотноситься с действительностью. Есть определённые типажи, будь то театр или кино, которые без мата не воспринимаются.
Странно, если бы человек, отслуживший в армии или побывавший в местах лишения свободы, говорил бы на языке Пушкина, Достоевского или Чехова. Хотя все знают, что и Пушкин матерился. Такие образы были бы неубедительны.